МИГи рвутся ввысь

Но  все  воздушные  рекорды  барановичские  летчики  готовят  на  земле Белорусские витязи — так называют летчиков 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Пятнадцать мировых рекордов, участие в военных парадах национального уровня, ответственные учения и недавняя беспрецедентная посадка на автомобильной дороге близ Ивацевичей – все это «автографы» барановичских пилотов. Впрочем, путь к штурвалу самолета-рекордсмена у молодых выпускников Военной академии занимает не один год. А до первого боевого дежурства – несколько месяцев изнурительных тренировок. На земле. — Выпускники авиационного факультета прибывают к нам, как правило, летчиками без класса. Чтобы выпустить их в небо, нужно еще раз проштудировать весь теоретический курс и научить молодого пилота управлению конкретной машиной: МИГ-29 или СУ-27, — объясняет все тонкости Владимир Рябухин, заместитель командира Барановичской 61-й истребительной авиабазы по идеологической работе. — Через месяц — первый взлет с инструктором. Через полгода летчик сможет участвовать в боевых стрельбах и работать по парашютным мишеням. Кстати, сейчас на российском полигоне Ашулук, под Астраханью, двадцать наших молодых пилотов впервые проверяют верность руки, быстроту реакции и точность глазомера. На всю авиабазу их два — комплексных тренажера-истребителя. Даже профессионалы соглашаются: для полного соответствия небесным реалиям им не хватает только одного — перегрузок. Все остальное машины воссоздают с идеальной точностью. Дозаправка в воздухе, бой, фигуры высшего пилотажа (от «бочки» до петли Нестерова), работа по наземным и воздушным целям, перехват и отказы бортовых систем всех видов — о том, что это всего лишь программа, которую можно остановить, забываешь сразу после взлета. Сам пробовал.

Но  все  воздушные  рекорды  барановичские  летчики  готовят  на  земле

Белорусские витязи — так называют летчиков 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Пятнадцать мировых рекордов, участие
в военных парадах национального уровня, ответственные учения и недавняя беспрецедентная посадка на автомобильной дороге близ Ивацевичей – все это «автографы» барановичских пилотов. Впрочем, путь к штурвалу самолета-рекордсмена у молодых выпускников Военной академии занимает не один год. А до первого боевого дежурства – несколько месяцев изнурительных тренировок. На земле.

— Выпускники авиационного факультета прибывают к нам, как правило, летчиками без класса. Чтобы выпустить их в небо, нужно еще раз проштудировать весь теоретический курс и научить молодого пилота управлению конкретной машиной: МИГ-29 или СУ-27, — объясняет все тонкости Владимир Рябухин, заместитель командира Барановичской 61-й истребительной авиабазы по идеологической работе. — Через месяц — первый взлет с инструктором. Через полгода летчик сможет участвовать в боевых стрельбах и работать по парашютным мишеням. Кстати, сейчас на российском полигоне Ашулук, под Астраханью, двадцать наших молодых пилотов впервые проверяют верность руки, быстроту реакции и точность глазомера.

На всю авиабазу их два — комплексных тренажера-истребителя. Даже профессионалы соглашаются: для полного соответствия небесным реалиям им не хватает только одного — перегрузок. Все остальное машины воссоздают с идеальной точностью. Дозаправка в воздухе, бой, фигуры высшего пилотажа (от «бочки» до петли Нестерова), работа по наземным и воздушным целям, перехват и отказы бортовых систем всех видов — о том, что это всего лишь программа, которую можно остановить, забываешь сразу после взлета. Сам пробовал.

— Месяц назад началась поэтапная модернизация тренажера Су-27М. Сейчас его обслуживают шесть персональных компьютеров, причем три из них отвечают за синтезированное изображение. Мощная система позволяет полностью загружать оцифрованную карту Беларуси: если нужно — летишь над Брестской областью, секунда — и уже на Витебщине. «Удобно! — говорят летчики и инженеры. — Через два месяца наладка полностью завершится и мы получим один из лучших учебных комплексов в республике». 

Но модернизации требуют не только тренажеры, но и самолеты. Авиаэлектроника шагает вперед семимильными шагами: то, что вчера весило десятки килограммов, сегодня исчисляется граммами. Старое «железо» списывают, заменяя его новыми приборами. Получается и легче, и функциональнее. 

— МИГ-29БМ теперь шагнул в категорию машин поколения «4+» и превратился в универсальный истребитель с расширенными боевыми возможностями. Доза­правка в воздухе, спутниковая система навигации, расширенное информационное поле летчика, возможность работы по наземным, воздушным и надводным целям — эти самолеты способны на многое, — объясняет Олег Смолевич, старший инженер инженерно-авиационной службы. — Беларусь сегодня следует мировой практике: пока в самолете остается летный ресурс, его можно и нужно совершенствовать. Для примера: американцы свой знаменитый F-16 за эти годы модернизировали уже то ли 10, то ли 15 раз. И ничего: все довольны. 

О том, как довольны барановичские пилоты, даже сказать трудно. Легче сосчитать: в общей сложности 15 мировых достижений установили асы истребительной авиабазы в Барановичах. После рестайлинга 29-е МИГи щелкают рекорды, как орешки. 

— Сначала все просчитали на бумаге. Затем отработали на тренажерах и подали заявку в Федерацию авиационного спорта во Францию. Суть в том, чтобы за максимально короткое время поднять 16-тонную машину на 3-, 6-, 9- и 12-километровую высоту. Контроль велся на трех разных уровнях: из космоса по спутникам, из кабины самолета, а также с помощью аккредитованных в FAI наземных приборов, — вспоминает Вячеслав Бровченко, старший инспектор по безопасности полетов Службы безопасности полетов Командования ВВС и войск ПВО (автор 12 из 15 мировых рекордов). — Погоду специально не ловили, машины не облегчали. Сели — и показали, на что способны модернизированные МИГи. Пришедшие вскоре из Парижа дипломы подтвердили — на очень многое. С гордостью показываю друзьям и знакомым памятную медаль «МИГ-29. За мировые достижения». 

Сейчас многие летчики барановичской авиабазы работают в Ашулуке. Часть из них вчера вернулась домой. Часть осталась на совместных учениях «Боевое содружество-2007». Так что свой профессиональный праздник белорусские, российские, казахские и киргизские летчики будут встречать в небе вместе. 

Барановичи—Минск

На снимке: пилот МИГ-29 майор Николай ШИРОКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter