Завершил работу XXVI Минский международный кинофестиваль «Лiстапад».

Миф об «Атлантиде»

Вчера вечером завершил работу XXVI Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». За неделю зрители посмотрели 154 картины из 50 стран. В кинотеатре «Москва» состоялась торжественная церемония вручения призов лауреатам. Гран-при «Золото Лiстапада» получил режиссер Валентин Васянович за фильм «Атлантида» (Украина).

Кшиштоф Занусси удостоен Приза Президента.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОЛЕГОМ ЛУКАШЕВИЧЕМ И АЛЕКСАНДРОМ АЛЕКСЕЕВЫМ.

В фестивальные дни Минск напоминал многоязыковое вавилонское царство, в центре города можно было слышать языки всего мира: синефилы из разных стран, курсирующие между фестивальными площадками, почти круглосуточно смотрели документальное, игровое, детское кино в самых разнообразных жанрах, от драмы до хоррора. И все-таки, если мы взглянем с вами на фестивальные призы, которые так щедро вчера раздавало жюри, выиг­рывают и у профессионалов, и у зрителей фильмы-размышления о нашей с вами современной жизни. В тренд попали режиссеры, которые снимают картины морального беспокойства, дающие прежде всего ответ на вопрос, почему мы живем так, а не иначе, и какие у нас перспективы в будущем.

Итак, Гран-при «Золото Лiстапада» за лучший фильм отправляется в Украину к режиссеру Валентину Васяновичу. Его «Атлантида» — это пристальный взгляд художника на послевоенную Украину, первый смысловой слой ленты — да, мы избавили свою территорию от старых мифов, но загрязнили воду, заводы стоят, оставаться тут невозможно, надо бежать в Европу. Но не все хотят или могут бежать, надо заново учиться жить на своей земле, в которой еще полно мин и трупов, понадобятся десятилетия, чтобы изжить физические и моральные травмы. Сильная сторона фильма — визуальные образы: как все-таки человек быстро ко всему привыкает, между Эросом и Танатосом один шаг, любовная сцена обжигающе-возбуждающая, очень талантливо снята. И жюри под руководством Карлоса Кинтелы с Кубы, как видим, в полном восхищении.

Второй по значимости приз основного конкурса — «Лучшая режиссура» — присужден польскому режиссеру Яну Комасу за ленту «Тело божие». Пожалуй, сюжет этой конкурсной ленты был самым оригинальным — ничего похожего мы прежде не видели: в исправительной колонии 20-летний Даниэль переживает духовное преображение, находит понимание у ксендза Томаша и хочет стать священником. Но из-за судимости это невозможно, и парня отправляют на исправительные работы в маленький городок, где Даниэль выдает себя за пастора. Появление в провинциальном приходе молодого ксендза меняет жизнь города, местные жители полюбили вчерашнего преступника и с его помощью избавились от коллективной травмы. Но затянувшаяся игра в пастора не может продолжаться долго, обман вскоре откроется. Как выйдут из неловкой ситуации все ее участники?.. Исполнитель роли Даниэля — польский актер Бартош Беленя заслуживает отдельного упоминания. Сильная работа. За один только пронзающий взгляд Бартош легко бы мог претендовать на отдельный приз от жюри.

Но нет. Реальность такова, что награда «Лучшая мужская роль» ушла Левану Гелбахиани, исполнителю главной роли в фильме «А потом мы танцевали». Эта картина грузинского режиссера Левана Акина долго лидировала у зрителей в их голосовании, до тех пор, пока они не увидели польскую драму «Тело божие». И свой приз «За лучший игровой фильм» публика отдала Яну Комасу и его истории о молодом пасторе.

Кадр из фильма «Пляж/Лес/Тамбур».

В Национальном конкурсе, жюри которого возглавлял польский мэтр Кшиштоф Занусси, статуэтку «Лучший игровой фильм» получали белорусские режиссеры Кирилл Галицкий и Светлана Козловская за фильм «Пляж/Лес/Тамбур» — леденящую душу двадцатиминутную историю о том, как Он подошел к Ней на пляже и превратил остаток ее дня в сущий кошмар.

Стоит отметить, на фестивале состоялся специальный показ премьерной картины Кшиштофа Занусси «Эфир». Фильм представлял зрителям сам режиссер, польский кинематографист, который вчера был удостоен Приза Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».

Приз Президента «За гуманизм и духовность в кино» вручили китайскому режиссеру и сценаристу фильма «Ушу-сирота» Хуану Хуану.

Так этот волнующий, бессонный, окрыляющий «Лiстапад» закончился, с нетерпением ждем в прокате лучшие фестивальные ленты.

ПРИЗЫ «ЛIСТАПАДА-2019» 

Основной конкурс игрового кино

♦ Гран-при «Золото Лiстапада» за лучший фильм

«Атлантида», режиссер — Валентин Васянович (Украина)

♦ Лучшая режиссура

Ян Комаса, фильм — «Тело божие» (Польша, Франция)

♦ Лучший сценарий

Дмитрий Мамулия, Арчил Кикодзе, фильм «Преступный человек» (Грузия, Россия)

♦ Лучшая операторская работа имени Ю.А. Марухина

Ким Хен Сок, фильм «Прощай, сын мой» (Китай)

♦ Лучшая женская роль

Саломе Демурия, фильм «Вдох-выдох» (Грузия, Россия, Швеция)

♦ Лучшая мужская роль

Леван Гелбахиани, фильм «А потом мы танцевали» (Швеция, Грузия, Франция)

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter