Миф о мужчине и женщине

Русский театр имени Горького выпустил спектакль «Лев зимой»

Если в подзаголовке спектакля написано: история любви длиною в жизнь, то можно предположить все, что угодно. В любые времена на любом клочке земли с каждым из людей такое может случиться.

Русский театр имени Горького выпустил спектакль «Лев зимой». Не поменял название очень популярной пьесы американского драматурга Джеймса Голдмена, кстати, обладателя кинопремии «Оскар». Не поменял — и тем самым сохранил загадку. Почему лев и почему зимой. Возможно, лев — это английский король Генрих II. Возможно, зима означает закат жизни и последнее осмысление того, что в ней было. В пьесе происходит звериная схватка между мужем и женой, родителями и детьми. Вцепились друг в друга звери королевских кровей. Следовательно, львы.

Пьеса часто идет на всех сценах мира, послужила основой для кинофильмов Энтони Харви и Андрея Кончаловского. Заинтересовала и нас. Опять-таки почему?

Конец ХI — начало ХII века. На дворе средневековье. Еще далеко до эпохи прогрессивных английских Тюдоров, но уже начинают править короли Генрихи, которым суждено стать героями многочисленных исторических хроник и вызвать бурю противоречивых оценок в исторической и искусствоведческой литературе. Еще далеко до рождения Шекспира, но гуляет легенда о короле Лире, который поделил сильную империю между детьми и вкусил весь ужас семейного предательства. Заключено в пьесе что-то мощное, шекспировское по страстности, беспредельности открытого предательства, жажде власти и любви, что постоянно балансируют на грани жизни и смерти.

Режиссер Валентина Еренькова умеет выбирать из огромного массива комедий, трагедий, водевилей, драм те, где сильные люди, сильные чувства, возможность организовать богатый материальный мир и можно поразмышлять о любви. А что еще зрителю надо, чтобы погрузиться в атмосферу неведомого, далекого, почти фантастического и вдруг открыть для себя понимание сегодняшнего дня.

История, по определению Цицерона, «учительница жизни». Столетиями соперничают между собой английские и французские короли. Женятся не по любви, а для приумножения богатства. Устои политической и экономической жизни Великобритании были всегда консервативны, особенно в сфере земельных отношений. За земли сегодня идет борьба во всем мире. Вот и суть внешнего конфликта пьесы в войне за кусок земли — Аквитанию. Однако какое нам до этого дело. Мы пришли в театр не только просвещаться и получать новые знания. Мы пришли испытать эмоции, попереживать, получить положительный импульс. Из множества сюжетных линий и интриг режиссер выделяет главную — понятную человеческую схватку короля и королевы, трагедию супружеской жизни.

Есть сыновья. Была искренняя взаимная любовь. Материальная обеспеченность поистине королевская. Ни в чем нет недостатка. Страдают исключительно дух и душа. Исследуются духовные заблуждения. Точнее, неумение слушать и услышать друг друга. Такой конфликт имеет право претендовать на трагедийный масштаб. Его могут понять в первую очередь те, кто прожил долгие годы в супружестве, кто умеет понимать один другого без слов. Поэтому так страшно звучат признания: «Мы уничтожили все, к чему прикасались», «Мне не нравятся наши дети». И каково услышать матери из уст сына: «сгинь»?

Бывают пьесы, которые нельзя ставить, если в театре нет сильных артистов на главные роли. Зачем «Гамлет» без Гамлета, «Горе от ума» без Чацкого, «Павлинка» без Павлинки. «Лев зимой» — пьеса многословная, наполненная философским содержанием и требует не просто хороших исполнителей, а мастеров. Король Генри — заслуженный артист Иван Мацкевич. Королева Элинор — народная артистка Бела Масумян (на снимке). Словесные схватки персонажей полны тонкой иронии, взаимных нападок, оскорблений, ярости, отчаяния и… как ни странно, любви. Коварство уживается рядом с потребностью вернуть потерянную любовь. Унижение и гордость соседствуют со страстью и страданиями живой души. В актерском исполнении множество оттенков постоянного мучительного единоборства с самим собой. Актерское мастерство плюс захватывающий поединок крупных человеческих характеров.

Театр как будто бы играет с пьесой, с исторической эпохой, с беспутной жизнью английских королей и политикой их беспредельной власти. Играет и отодвигает на дальний план. На передний план выходят игры живых людей, очень похожих на нас. С живой душой и желанием счастья. Между ними постоянно возникает ток высокого напряжения. Его действие обязательно ощутит публика. И какое нам дело до особ королевских кровей!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter