Миф «доступного жилья»

Российская федеральная целевая программа «Доступное жилье» стартовала в катастрофической для жилищно-коммунального хозяйства страны ситуации, когда средний износ инфраструктуры в отрасли составил 60 процентов, при этом четверть основных фондов полностью отслужила свой срок.

Благие намерения
Реализация программы, как заявлялось, должна была обеспечить улучшение жилищных условий населения, повышение качества коммунальных услуг, снижение уровня износа фондов ЖКХ до 30 процентов, доступность приобретения жилья.
На эти благие цели из федерального бюджета первоначально предполагалось выделить всего 137,5 миллиарда рублей. Сегодня эта сумма увеличена до 213 миллиардов рублей. Кроме того, президент решил подкинуть 250 миллиардов рублей на ликвидацию ветхого жилья. Между тем, по оценке Министерства регионального развития, только для ликвидации аварийного жилья и переселения оттуда граждан требуется более 2 триллионов рублей.
Отсюда понятно, что существенного улучшения ситуации в сфере ЖКХ от этой федеральной программы ждать не стоит.
Поэтому немудрено, что основной упор программы сделан на развитие инструментов ипотечного кредитования. В одном из своих выступлений Президент России Владимир Путин вполне реалистично оценил число тех, кому доступна ипотека, в 10 процентов. Причем не от общей численности населения, а от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, каковых сегодня в России насчитывается 4,5 миллиона семей.
Вот этим 450 тысячам семей, около 1,8 млн населения России, и сориентирована реально помочь программа «Доступное жилье». Конечно, это лучше, чем ничего, но проблемы в целом не решает. Потому что в ее основе лежит крайне низкий абсолютный и относительный уровень оплаты труда в России. Зарплата подавляющего большинства наших сограждан все существеннее отстает от роста цен и тарифов. На практике это выглядит так.
В Краснодаре однокомнатная квартира, по оценкам риелтеров, стоит около 2 млн рублей. Субсидия для семьи из трех человек составит менее 400 тысяч рублей. Следовательно, семья должна получить кредит 1,6 млн рублей. Но чтобы его получить, общий ежемесячный доход семьи должен быть не ниже 60 тысяч рублей, кроме этого молодая семья должна быть моложе 30 лет, иметь местную прописку и иметь менее 10 квадратных метров на члена семьи.
Не лучше обстоят дела и в Новгородской области, где стоимость одного квадратного метра в строящихся жилых домах превышает 30 тысяч рублей. А средняя зарплата в регионе – всего 10 тысяч рублей.
В Ижоре, пригороде Санкт-Петербурга, планируют решить проблему доступного жилья, построив малоэтажные дома. Стоимость 1 «квадрата» в таком доме должна составить около тысячи долларов.
В Тюмени реализация программы, как и везде, сталкивается с проблемой цены. По оценкам местных экспертов, стоимость 1 квадратного метра в квартире в спальном районе – от 45 тысяч рублей. По данным местных банков, у большинства молодых семей нет средств на первоначальный взнос.  А субсидии здесь готовы давать тем, кто имеет доход не ниже 30–40 тысяч рублей в месяц. Таких семей в Тюмени за 2006 год оказалось всего 116.
В Москве решили пойти по пути сокращения нормы жилплощади на одного члена семьи. Кроме того, Москва собирается строить социальное жилье для москвичей в области. Чтобы уменьшить очередь, в 2007–2008 годах решено осуществить перерегистрацию граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий еще до 1 января 1992 года, – с целью выявления лиц, утративших основания на это. Поговаривают о том, что очередь на получение социального жилья вообще будет ликвидирована. Также в Москве планируется выявить «злостных должников» по коммунальным платежам, чтобы выселить их в общежития, а освободившиеся таким образом квартиры предоставить очередникам.
Счастливчиков задушат налогами
Но и те из «счастливчиков», кто получит или купит жилье, потратив 15–20 лет либо на ожидание в очереди, либо в кабале кредита, не смогут спокойно жить в собственной квартире, так как коммунальные платежи растут быстрее, чем уровень доходов населения. Кроме того, нам обещают ввести новые или увеличить уже существующие налоги: налог на недвижимость, налог на землю, которые могут оказаться не по карману очень многим даже из тех, кто смог купить квартиру. До выборов Президента в 2008 году, может быть, их и не введут, зато потом они практически неизбежны.
Трудно сказать, о чем думали, когда провозглашали программу «Доступное жилье» на девять лет. Теперь уже и Дмитрий Медведев, курирующий реализацию данного национального проекта, признал, что жилищную проблему в России нельзя решить за эти сроки. Правда, он почему-то надеется, что это возможно в течение следующих 10–15 лет. Т.е. к 2017–2022 годам, хотя власть уже заявила, что после 2010 года намерена отказаться от предоставления бесплатного жилья всем, кроме малоимущих.
Впрочем, отдельную квартиру каждой советской семье к 2000 году нам, кажется, тоже когда-то обещали...

P.S. Вот и на этот раз правительство России перенесло рассмотрение проекта долгосрочной стратегии массового строительства жилья на более поздний срок. Об этом журналистам сообщил исполняющий обязанности министра регионального развития Владимир Яковлев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter