Мгновения

Маска Луценко на 5 лет моложе театра, в котором работает и который совсем недавно отметил свое 70-летие Когда зашел к художественному руководителю Государственного академического русского драмтеатра им.
Маска

Луценко на 5 лет моложе театра, в котором работает и который совсем недавно отметил свое 70-летие

Когда зашел к художественному руководителю Государственного академического русского драмтеатра им. М.Горького Борису Луценко, по выражению его лица сразу почувствовал, что я не вовремя. Новый год, видимо, начался у него с прошлогодних проблем...

- Наверное, вам для вашей рубрики надо о чем-то веселом рассказать? А у меня вся жизнь состоит из череды удач и неудач. Я уже к этому привык и воспринимаю как должное. Боюсь, что сейчас весело не получится...

- Дружеский шарж и задумчивым может быть, и лиричным.

- Тогда, может, от старых снимков оттолкнемся или хотя бы вот от той маски Баталова, что стоит на шкафу.

(Я посмотрел на шкаф и действительно увидел на нем маску Баталова из папье-маше.)

- А давайте и от снимков, и от маски одновременно.

- Не знаю даже, несчастный случай это был или моя удача, но после того как меня изгнали из Русского, я оказался в Купаловском театре. Там я долго ничего не мог ставить, но восстановил "Раскiданае гняздо". Потом, не без помощи бывшего председателя Госкино - царство ему небесное, - меня назначили главным режиссером Театра-студии киноактера. И в это же время в Москве Алексей Баталов выпускал курс, специально набранный из Беларуси. Все студенты этого курса должны были стать актерами театра-студии, а я должен был принять этот курс.

Естественно, на такую "коронацию" приехал сам мастер Баталов... Более обаятельного, скромного, интеллигентного человека мне раньше вообще было трудно представить. Например, пошли мы с ним обедать в ресторан. Смотрю, а он, даже когда сидит за столиком, все время прячет свое лицо. И вдруг какой-то мужик, что до того как-то очень уж внимательно смотрел, смотрел на него, захлопал в ладоши! Думаю, как поведет себя сейчас Баталов? Баталов повернулся к тому мужику и, наклонив голову, сказал: "Спасибо"... А на улице Баталов все время прикрывал лицо фуражкой.

Так вот, о маске Баталова. Он обязательно должен был выйти на сцену. Но Баталов в Минске - это сплошные встречи со зрителями, разъезды. Естественно, он был очень занят и к началу спектакля не успевал. Но у него была с собой маска! И он сам предложил: "Пусть кто-нибудь из вас выйдет перед спектаклем на сцену и объявит, что встреча с Баталовым обязательно состоится, но только после спектакля. А перед началом спектакля Баталов только выйдет к вам поклониться". На сцену вышел актер в маске Баталова. Зрители, конечно, захлопали, но поняли, что перед ними подставное лицо: иначе как объяснить, зачем Баталов надел на себя свою же маску? Но что было потом, когда после спектакля Баталов таки надел маску и вышел в ней на сцену! Зрители уверены, что это опять розыгрыш, что Баталова нет, как вдруг! Снимается с лица маска Баталова, а под ней - Баталов! В зале шквал недоумения, восторга, оваций.

Боюсь теперь ошибиться в точности даты, когда все это было. Но то, что во времена развитого социализма, - точно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter