Межконфессиональное эсперанто

Казалось бы, насилие, как дурной сон, должно уходить в прошлое. Но на деле оно не исчезает с горизонта человеческих взаимоотношений. Наоборот — расцветает пышным цветом с удвоенной, утроенной силой, грозя повернуть время вспять. Эту проблему обсуждали на днях в Минске участники международной конференции «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости».
Казалось бы, насилие, как дурной сон, должно уходить в прошлое. Но на деле оно не исчезает с горизонта человеческих взаимоотношений. Наоборот — расцветает пышным цветом с удвоенной, утроенной силой, грозя повернуть время вспять. Эту проблему обсуждали на днях в Минске участники международной конференции «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости».

Глава Белорусской православной церкви митрополит Филарет назвал свой доклад «О насилии, солидарности и справедливости». Третья мировая война, конфликт цивилизаций — эти понятия все чаще звучат в мире. И что особенно беспокоит, подчеркнул Владыка, «на уровне массового сознания на передний план настойчиво выдвигается религиозный фактор как один из основных движущих рычагов нынешних глобальных и местных конфликтов».

Почему же так легко клеится псевдорелигиозная обертка к событиям совершенно иного происхождения? Причин много. Например, бытует мнение, будто миссионерская метода неизбежно предполагает определенную толику принуждения. Но «нет принуждения в религии, провозглашает Коран, — напомнил Владыка. — В монотеистических религиях, в иудаизме, в христианстве и в исламе, справедливость — это отношение любви. Именно поэтому люди искренне верующие и глубоко знающие догматическое содержание своих религий всегда поймут друг друга».

Глава Центра научно–религиозных исследований Ходжатольэслам Абухасан Навваб (Иран) напомнил: еще выбитые на камне предписания великого персидского царя Дария гласят о важности защиты прав всех граждан Персии, независимо от того, к какому бы роду–племени они ни принадлежали. «Самый известный фундаментальный закон нравственности, который находит свое отражение во всех религиях и известен как «золотое правило», говорит нам: все, что считаем хорошим для себя, должны считать хорошим и для других. Все, что плохо для нас, следует считать плохим и для других», — напоминал исламский богослов.

Анализируя ситуацию, председатель Комиссии по экуменизму и диалогу Итальянской епископской конференции епископ Винченцо Палия среди первых причин эскалации насилия назвал рост бедности и увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми. Причем сегодняшние бедные — «не просто эксплуатируемые. Они отверженные. Они не нужны даже для того, чтобы их эксплуатировать. Отверженность и исключенность из жизни — новые имена бедности». И сегодня, по утверждению монсиньора Палия, уже создан своеобразный «интернационал бедных». Глобальному рынку соответствует глобализированная маргинализация. Уважаемый епископ привел такие данные: «...за последние 10 лет ХХ века в войнах погибло около 2 миллионов детей, 4 — 5 миллионов остались калеками, около 5 миллионов живут в лагерях беженцев и 12 миллионов переселенцев не имеют дома. Это только дети».

Общество стало более жестким ко всем. Исходя из этого в социальной доктрине католической церкви «принципу солидарности» посвящена особая глава. Папа Иоанн Павел II утверждал, что солидарность как подлинная нравственная добродетель не является «чувством смутного сострадания или поверхностной жалости перед бедами многих людей, близких и далеких. Напротив, это твердая и постоянная решимость работать для общего блага». То, что минская конференция состоялась, уже есть практический шаг в искомом направлении.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter