Международные командировки. С огоньком!

СПЕЦИФИКА работы спасателя — успеть вовремя. Особенность белорусских спасателей в том, что они успевают вовремя в любую точку мира. Пожары в Греции, наводнение в Молдове — география зарубежных командировок простирается от соседних стран до соседних континентов. Фактически, если вспомнить крупные стихийные бедствия в мире за последние годы, то Беларусь ни разу не осталась в стороне. О том, зачем это нужно, «БН» рассказал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александр ШАМКО.

Довести автокараван до Южной Осетии — ничего сложного?

СПЕЦИФИКА работы спасателя — успеть вовремя. Особенность белорусских спасателей в том, что они успевают вовремя в любую точку мира. Пожары в Греции, наводнение в Молдове — география зарубежных командировок простирается от соседних стран до соседних континентов. Фактически, если вспомнить крупные стихийные бедствия в мире за последние годы, то Беларусь ни разу не осталась в стороне. О том, зачем это нужно, «БН» рассказал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси Александр ШАМКО.

— Александр Игоревич, из чего, собственно, складывается помощь?

— Есть две главные составляющие. Первая — гуманитарная: помощь продуктами, палатками, медикаментами. Вторая — непосредственно ликвидация последствий ЧС. Гуманитарную помощь белорусы оказывают по всему миру. Везде, где есть необходимость, как, например, в Венесуэле, куда во время наводнения мы направили Ил-76 с грузом на борту. Самый яркий пример — это прошлогодняя работа по лесным пожарам в Рязанской области России. Напомню, что отряд МЧС Беларуси, откомандированный на помощь россиянам, состоял из 25 единиц техники, 150 человек личного состава и одного воздушного судна.

— Под Рязанью были не только белорусы. Насколько отличались методы спасателей из разных стран?

— Нашей особенностью было то, что привезли много техники. Точнее, поляки, например, тоже привезли технику, но у них она носила больше бытовую направленность: стиральные машины, холодильники. А у нас, конечно, комфорт не был главной задачей, зато — больше спецсредств. Опять же, у поляков был график работы — начало рабочего дня, конец. А наши стояли, как на войне! Даже ночью не уезжали с объекта. В палатках жили, сухпайком питались, но в столь сложной ситуации это было оправдано. Ездить ежедневно по 50—80 километров в одну сторону до базового лагеря мы посчитали нерациональным.

Кстати, сейчас мы готовим команду для прохождения международной аккредитации. Один из тестов — непрерывная 36-часовая работа по ликвидации завалов.

— Вы получили какие-либо отклики от местных жителей — российских сельчан?

— Да, нам до сих пор идут письма. Люди искренне благодарны, видели же, как ребята работали! После теракта в метро приходили очень трогательные письма с соболезнованиями. Видно, россияне отслеживали ситуацию, переживали.

— Насколько высока оперативность реагирования МЧС Беларуси на события за рубежом?

— Я лично принимал участие в доставке помощи в Южную Осетию. И могу подтвердить — белорусские спасатели были там в числе первых. Насчет прочего дам такую цифру: полторы сотни бойцов со всей республики для отправки в Россию на лесные пожары собраны за 12 часов.

Есть много моментов, не известных широкой общественности. Возьмем, к примеру, пересечение границы. Это по телевизору кажется легко: сели в машины и поехали. Но без организации, без эффективного управления потеряешь драгоценное время. За счет чего у белорусов нет проблем на границе? Отработаны надежные алгоритмы действий, заранее заполнены все декларации, налажено сотрудничество с пограничными и таможенными службами. То есть все возможные вопросы, связанные с таможней и погранконтролем, решены до того, как мы подъезжаем к переходу.

— Какие операции выполнять сложнее всего?

— А простых не бывает! Все сложные. Возьмем недавнюю эвакуацию белорусов из Ливии. Что опаснее: посадить борт посреди охваченной гражданской войной страны или отработать несколько дней в лесу на пожаре? Знаете, когда корневая система подгорела и любое, казалось бы, крепкое дерево может рухнуть в любой момент... Без предупреждения... Без звука... Или — довести автокараван до Южной Осетии — 2500 километров. Ничего сложного, вроде бы, так? Но температура воздуха — плюс 40, резина не выдерживает и колеса лопаются. У нас 10—12 покрышек взорвалось за время следования. Август, по южной магистрали движение очень плотное. Когда на скорости у фуры лопается переднее колесо, можно ли считать, что водитель рискует? В общем, свои опасности, сложности есть везде.

— Как формируются гуманитарные грузы?

— На первый взгляд, везде все одинаково: гуманитарная катастрофа, нарушена инфраструктура, нет самого элементарного, а значит, нужны палаточные городки, раздача продовольствия, генераторы. Но на практике, конечно, возникает масса нюансов. Поэтому, прежде чем отправить любой груз, ситуация изучается. Какая именно помощь нужна? Четкого стандарта нет, как и нет норматива: в Россию, на лесные пожары — столько-то, в Украину, на борьбу с гриппом — столько-то. Но зато создана система, благодаря которой мы за одни сутки можем сформировать любой необходимый груз.

— Есть какой-то логистический центр?

— Большая часть оборудования в упакованном виде хранится на нескольких складах. Кроме того, пользуемся резервом предприятий и концернов Беларуси. Если нужны медикаменты — обращаемся на «Белбиофарм», продукты — в «Белгоспищепром».

— А как вы рассчитываете, что брать и что оставить?

— Зависит от ситуации. Если, например, летит Ил-76, то ключевой фактор — грузоподъемность самолета: чем дальше пункт назначения, тем она меньше. Может быть 40, 35, 30 тонн. Но с учетом любых весовых ограничений полезность груза должна быть максимальной.

— На сколько «фронтов» приходится работать?

— Как позволяет безопасность Беларуси. При любом стихийном бедствии за границей для нас приоритетной остается ситуация в республике. Зарубежные группы формируются таким образом, чтобы не создавать проблем внутри страны. Чтобы не получилось так, что все улетели в Турцию, а дома тушить пожары некому...

— От кого обычно исходит инициатива? Белорусы предлагают свои навыки и умения или наших спасателей запрашивают?

— По-разному. Израиль в прошлом году, когда начались проблемы с лесными пожарами, запросил помощь. Мы, разумеется, выразили готовность, но ситуацию быстро удалось взять под контроль и большой международной помощи не потребовалось. А вот когда начались проблемы у Японии, то предлагали уже мы сами. Очень активно взаимодействуем по этим вопросам с МИДом, ведь многое решается по дипломатическим каналам. Некоторые страны, например, Турция или Греция, не ждут, пока начнет гореть. Они знают, что у белорусского МЧС — высококлассные летчики с хорошей репутацией, поэтому «заказывают» подмогу заранее.

— Услуги спасателей оказываются на возмездной основе. Есть ли тут своеобразная конкуренция?

— То, что помощь с применением авиации оплачивается, не мы придумали, это — мировая практика. А конкуренция действительно есть, и немалая. Но за счет профессионализма нам удается выигрывать конкурсы. Заработанные деньги вкладываем в развитие авиапарка. Сейчас у нас «на крыле» шесть воздушных судов. Из них четыре имеют аккредитацию для полетов по международным воздушным линиям.

— Есть смысл расширять экспорт?

— Экспорт не приоритет. Главная задача МЧС Беларуси — предупреждение, а в случае возникновения ЧС — их быстрая ликвидация. Те силы и средства, которые посылаются за рубеж, никак не сказываются на внутренней обстановке. В прошлом году, например, сводный отряд для отправки в Россию собирался буквально по человеку с района, чтобы минимально ослабить силы внутри республики. Ну а если без вреда основной работе, то почему бы и нет?

— Может ли МЧС Беларуси стать своеобразной визитной карточкой страны?

— Я думаю, мы уже ею стали ...

Евгений ЕРОШЕНКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter