О возможностях дипломатического решения ситуации в Украине

Между войной и миром

Вооруженный конфликт в Украине остается ключевым фактором, оказывающим влияние на ситуацию не только в регионе Восточной Европы, но и на планете в целом. Отход российских войск на левый берег Днепра в Херсонской области вызвал противоречивую реакцию. В лагере сторонников киевского режима и всевозможных беглых царит ликование. А вот их хозяева из Вашингтона и Лондона далеки от эйфории. В европейских же столицах и вовсе многие склонны к скорейшему поиску компромисса.

Украинские чиновники активно скупают в Швейцарии недвижимость.

«Зимний перерыв» — спорный тезис

На днях в The New York Times появилась статья Питера Бейкера, главного корреспондента газеты в пуле Белого дома. Журналист пишет о разногласиях, возникших в администрации Байдена по поводу дальнейшей стратегии в Украине. По его данным, председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Марк Милли настоятельно рекомендует перейти к дипломатии. Но сам президент и его ближайшее окружение считают, что еще не время. То есть в принципе они не против, но горят желанием побольше насолить России.

Здесь показательно, что за мирные переговоры выступает именно военный человек. Генерал Милли понимает, что трудности, которые испытывает Россия на поле боя, нельзя преувеличивать. Эта страна в своей истории не раз доказывала способность мобилизоваться именно в таких сложных ситуациях. А российская армия сохраняет огромный потенциал. Конечно, кто-то может безоговорочно верить публичным отчетам американской и британской разведок, но эти ведомства созданы как раз для того, чтобы действовать секретно и точную информацию поставлять своим боссам без лишней огласки.

Американские военные полагают, что наступление холодов приведет к снижению интенсивности боевых действий и вот здесь наступит та самая оперативная пауза, которой следует воспользоваться для переговоров. Но даже в годы Второй мировой войны армии имели все возможности, чтобы продолжать сражаться. Наступление под Москвой, Сталинград, прорыв блокады Ленинграда, Арденны, Висло-Одерская операция — все это зимние битвы. А уж современные средства ведения войны и вовсе позволяют вести боевые действия всесезонно. Да и накануне начала СВО из штабов НАТО звучали уверения в том, что именно холода делают украинские поля и дороги пригодными для русских танков.

Комик стал «королевой велфера»

Очевидно, что американские генералы озабочены вовсе не погодой. Ведь не только Россия, но и сами Штаты увязли в Украине. Безразмерная помощь режиму Зеленского вызывает все нарастающую критику.
Республиканцы делают ее главным оружием атаки на администрацию Байдена. На FoxNews эта тема стала приоритетной. Буквально только что их журналистка Кэндис Оуэнс потребовала создания специальной комиссии IRS (американского налогового управления) для отправки с проверкой в Украину. Поводом стали полученные ею данные, что украинские чиновники скупили в Швейцарии недвижимости на сумму примерно 50 млрд долларов. А именно столько американский бюджет потратил на помощь киевскому режиму. Оуэнс называет Зеленского «королевой велфера», то есть особого вида мошенничества, который практикуют некоторые женщины, переезжая с места на место и получая там незаконные социальные выплаты. «Едва закончила работу одна «стиральная машинка», как начала работу другая — параллели между Афганистаном и Украиной слишком очевидны», — возмущена Оуэнс.

Кэндис Оуэнс.
 
Параллели действительно можно провести, и далеко не только в бесконтрольном расходовании средств. Американцы на 20 лет застряли в Афганистане. Сохранение их контингента в этой стране сделало бы позицию США в конфликте с Россией более уязвимой. А вот вывод войск, выглядевший позорным и больше походивший на бегство, позволил сконцентрироваться на украинском фронте. Сейчас ситуация изменилась. После ХХ съезда КПК все больше признаков того, что Китай готовится к скорому решению тайваньского вопроса. Американцам нужно готовиться к острой фазе противостояния со своим главным конкурентом. Поэтому генералы Пентагона настаивают на том, что больше сил и средств нужно перебрасывать на Тихий океан.

Дипломатический выход из тупика

Озабочены дальнейшим ходом противостояния и союзники Вашингтона. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес, один из главных западных ястребов, выдал очередную порцию гневных угроз в адрес Москвы. Но при этом он отметил, что «уход России из Херсона глупо рассматривать как конец схватки». В континентальной Европе также продолжают публично высказывать солидарность с режимом Зеленского. Вот и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что нужно готовить дороги и транспорт для переброски военной техники на восток.
Одновременно все больше сигналов, свидетельствующих о том, что в Париже, Берлине и Риме не прочь воспользоваться херсонской ситуацией, чтобы попытаться найти компромисс. И в скором времени эти сигналы приобретут вполне публичный характер.
Как бы то ни было, в Белом доме пока не склонны идти на серьезные переговоры, а тем более уступки. Та же The New York Times полагает, что Байден и его помощник по национальной безопасности Джейк Салливан не разделяют мнение генерала Милли. Они считают, что ни одна из противоборствующих сторон не готова к переговорам, а любое затишье даст возможность российским военным перегруппироваться. Это тот случай, когда с американскими политиками есть резон согласиться. Тем более что российское общество по-прежнему нацелено на достижение победы. Любой намек на «договорняк» воспринимается там крайне враждебно, как национальное предательство. К тому же по итогам сентябрьского референдума территории Херсонской, Запорожской областей, ДНР и ЛНР были включены в состав России, и соответствующая запись внесена в текст Конституции. Следовательно, конституционной обязанностью и ­Президента Владимира Путина, и Вооруженных сил является установление контроля над всеми этими регионами.

И все же последние заявления и утечки свидетельствуют о том, что в мировых столицах всерьез размышляют, как выбираться из нынешней ситуации, что делать с набирающей обороты конфронтацией. Дипломатический путь рассматривается как неизбежный финал противостояния. А это дает миру шанс избежать третьей мировой войны, той самой, победителя в которой может и не оказаться.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter