Между Тигром и Евфратом

Ближний Восток: что нового?
Ближний Восток: что нового?

В канун Нового года президент Буш сообщил, что новый стратегический план предусматривает не вывод войск, а, наоборот, усиление присутствия США на Ближнем Востоке. Еще более неоднозначную реакцию во всем мире вызвала поспешная расправа над Саддамом Хусейном.

«Видеозапись последних двух минут жизни Саддама Хусейна, сделанная свидетелем процедуры повешения, стала одним из самых чудовищных свидетельств в истории варварства. В дикой атмосфере, когда звучали оскорбления и грубые выкрики, пять палачей в капюшонах и шииты, присутствовавшие на казни, отомстили бывшему иракскому диктатору казнью, больше походившей на линчевание», — написала итальянская газета «Репубблика», выразив преобладающую оценку.

Да, прямо скажем, вышло как-то диковато. Будто бы «демократические» руководители Ирака пригласили весь мир в путешествие... в XIV век.

Сегодня внимание приковано к судьбе двух соратников экс–диктатора, казнь которых назначена на воскресенье. Оправившись от шока, вызванного расправой над Хусейном, сначала Европа, а затем ООН призвали правительство Ирака остановиться...

Смерть Саддама, по словам пресс–секретаря МИДа Андрея Попова, рискует стать отправной точкой для расширения волны насилия в Ираке и иметь отголоски в соседних государствах региона.

Политологи во всем мире пытаются выяснить, каким образом изменится ближневосточная политика Белого дома. Ситуацию анализирует белорусский политолог, кандидат исторических наук Виталий ВороновиЧ:

— Состоявшиеся не так давно кадровые перестановки в администрации Белого дома носили во многом косметический характер и не могли изменить сути проводимой на Ближнем Востоке американской политики. К сожалению, вместо того чтобы предпринять обдуманные и взвешенные шаги, которые бы могли отвести от Ирака угрозу гражданской войны и полного коллапса, команда Буша озабочена лишь тем, чтобы удерживать завоеванный плацдарм на Ближнем Востоке под своим контролем.

Вместе с тем новая политическая реальность в самих США заставляет аналитиков и стратегов продумывать новые варианты решения старых и возникающих задач. Косвенным свидетельством новых подходов может считаться возвращение в дипломатию разведчика Негропонте...

— Как, по вашему мнению, повлияют события в Ираке на позицию союзников Белого дома по антитеррористической коалиции?

— Любое государство прежде всего преследует собственные геополитические цели на международной арене. В этой связи Ближний Восток как один из главных источников энергоресурсов неизбежно превращается в арену столкновения интересов, в которой участвуют не только глобальные и региональные центры силы, но и отдельные крупные государства.

Однако этот, весьма пессимистический сценарий, к счастью, не единственный. В минувшем году на саммите Движения неприсоединения прозвучал призыв Беларуси к созданию такой мировой силы, которая бы основывалась на экономическом сотрудничестве, а не на бряцании оружием. Мне кажется очень важным, что белорусскую инициативу поддержал весь «третий мир» — ведь именно там, простите за невольный каламбур, решаются судьбы мира.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter