О новых угрозах для детского здоровья

Между тенденциями и традициями

Что такое 10 — 15 лет в исторической перспективе? Мизер. Но за этот короткий отрезок наша медицина сделала ощутимый шаг вперед в плане высоких технологий. И одновременно столкнулась с проблемами, о которых и речи не шло на заре XXI века. Недавно в Национальном пресс-центре говорили о двух — о проблеме недоношенных детей с множественными пороками развития и о гипертонии, заболеваемость которой среди детей за последнее десятилетие выросла в 5 раз. Первый вопрос встал, когда врачи научились спасать любой ценой малышей, родившихся намного раньше срока, с экстремально низким весом. Второй — скорее всего, следствие самого стиля жизни современных подростков, с их учебными нагрузками и любовью к фастфуду.


РНПЦ детской хирургии есть чем гордиться. В течение уже пяти лет в Беларуси ни один ребенок не погиб из-за трех некогда грозных хирургических патологий — острого аппендицита, кишечной непроходимости и ущемленной грыжи (а ведь у наших соседей, увы, такие трагедии случаются). Более того, по словам заместителя директора по лечебной работе центра Александра Свирского, сегодня 25% операций по стране проводятся миниинвазивно, то есть через микроразрезы и с минимальной для организма травмой. В РНПЦ эта доля еще больше — 35 — 45%. На фоне этой прогрессивной тенденции есть и другая — все более виртуозной становится помощь хирургов недоношенным малышам. Само количество врожденных пороков не растет, а вот их тяжесть и сочетание — достаточно большой вызов. Представьте: спасти на операционном столе 600 — 700-граммовую кроху. Или сделать через всего лишь 3 прокола пластику трахеи и пищевода ребенку весом 1 кг 700 г… Это совершенно другая хирургия и в целом медицинская помощь, говорят врачи. Тут требуется участие множества специалистов. И множества служб впоследствии. Потому что у слишком поторопившихся появиться на свет деток повышен риск инвалидизации: их надо не только лечить — реабилитировать, обеспечивать достойное качество жизни…
Проблема детского ожирения все громче заявляет о себе.
Тем временем детские кардиоревматологи констатируют обострение среди несовершеннолетних, казалось бы, возрастной проблемы — артериальной гипертензии. В структуре заболеваемости она занимает уже третье место, после врожденных пороков сердца и нарушений ритма, сообщила заведующая кафедрой педиатрии БелМАПО, главный детский кардиоревматолог Минздрава Ирина Чижевская. Не последнюю роль здесь играет ожирение, которое фактор риска вдобавок и диабета. А он тоже «пошел в рост» с 2017 года. Главный бич — диабет 1-го типа — впервые обнаруживается ежегодно у 100 — 150 детей. Судя по мировым тенденциям, дальше будет больше. Причем болезнь «омолаживается». Уже сейчас каждому третьему новому пациенту детских эндокринологов от 5 до 9 лет… 

В общем, понятно, почему к традиционным направлениям профилактики детских болезней добавилось новое — борьба с лишними кило. Но как любая профилактика, и эта невозможна без деятельного участия самого человека. Если мы говорим о ребенке, то прежде всего здесь подразумеваем, конечно же, его семью. Ту самую, в которой принято умиляться пышными щечками и хорошим аппетитом, баловать «вкусняшками», заказывать пиццу на дом и покупать к кинопоказу ведро попкорна. Видимо, придется срочно разрушать эти незыблемые семейные традиции, если вы не хотите, чтобы в вашу жизнь вошли слова «инсулин», «помпа» и «школа диабета».

gabasova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter