Публикации в СМИ о санкциях и эмбарго тревожат Россиян

Между санкциями и эмбарго

Определенную тревогу в умах россиян вызывают публикации в СМИ, которые слабо учитывают психологию своих читателей
Следует признать, что определенную тревогу в умах россиян вызывают публикации в СМИ, которые слабо учитывают психологию своих читателей, не обремененных экономическими знаниями.




Вот, например, заголовок одной их статей: «Попавшие под эмбарго продукты стали дорожать в три раза быстрее остальных». Глаз и ум простого человека сразу выхватывает информацию «…стали дорожать в три раза…». Сначала рука тянется к сердцу, далее, чуть успокоившись, к кошельку, ноги бегут в магазин, где невнимательный нервный читатель обнаруживает, что трехкратное повышение цен до его магазина еще не дошло, но на всякий случай надо отовариться с запасом. На самом деле информация об удорожании некоторых продуктов в три раза быстрее остальных не означает, что цена товара увеличилась в три раза. К примеру, овощи за последний месяц подорожали в среднем на 2%, а мясо и сыр – на 6%. Это означает, что темпы роста цен на мясо в три раза выше темпов роста цен на овощи.  Казалось бы, элементарные правила арифметики, но они вступают в противоречие со здравым смыслом, когда не учитываются правила другой науки – психологии.

Помнится, три года назад в российской прессе была буквально поднята паника относительно роста цен на гречку. Причем так и осталось невыясненным, почему именно эта, бесспорно, полезная крупа была выбрана в качестве продукта, подорожание которого заставит россиян недоедать и в конечном счете отразится на здоровье и благосостоянии всех семей в РФ? Да, цены на гречку тогда выросли, но… По статистике, в стране потребление всех (!) круп на душу населения в год составляет 11–12 кг. Из них 30% приходится на рис и 25% – на гречку. Таким образом, средний россиянин потребляет порядка 3 кг гречки в год! Так что даже если три года назад ее цена выросла с 20 до 80 рублей за килограмм, то «удар» по семейному бюджету составил примерно 50 копеек в день. Для сравнения: картофеля средний россиянин съедает около 110 кг в год, а белорус – 180 (самый большой показатель в Европе). И тем не менее за ростом цен на гречку печатные и электронные СМИ следили, как за продвижением врага по территории страны.

Безусловно, эмбарго отрицательно сказалось на ассортименте некоторых видов продуктов. По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Якубсона, введение эмбарго стало шоком для торговли, так как внезапно оборвались цепочки поставок, которые выстраивались 10–20 лет: «Овощей и фруктов в сетях стало меньше. Качество этого товара хуже. Товар из Юго-Восточной Азии несколько другого качества. Мы это понимаем. Это шок, но пройдет немного времени, и мы из этого шока извлечем серьезные позитивные моменты. Мы все понимаем, что тема импортозамещения очень сложная».  Глава АКОРТ также отметил, что рост цен на свинину объясняется не только введением эмбарго, но и массовой эпидемией АЧС (африканская чума свиней) как в России, так и во многих других странах. В Тульской области массовый падеж свиней от АЧС был зафиксирован в январе этого года. И далее болезнь распространилась на Курскую и Орловскую области…

Примечательно заявление И. Якубсона и о контроле над ценами: «Такого контроля над ценами на полке никогда не было. Государство впервые без истерии, без популистской дешевой позиции смогло с бизнесом выстроить отношения. Обсуждение идет нормальное».

Ну а где отношения не выстроились… Генеральная прокуратура РФ заинтересовалась ростом цен на продукты. В настоящее время сотрудники надзорного ведомства инициировали проверки в Московской, Ленинградской, Белгородской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Сахалинской, Самарской и Свердловской областях, а также в Приморском и Алтайском краях.

Одни из самых проблемных регионов, откуда пришло наибольшее количество сигналов о росте цен, – Москва и Санкт-Петербург. При этом наибольшее количество жалоб приходится на удорожание мяса птицы.

Российские власти уверяют, что тотального регулирования цен на продукты не будет. Такие действия «в современном мире невозможны», заметил премьер-министр Дмитрий Медведев, обсуждая этот вопрос с бизнесменами в рамках экономического форума в Сочи. Глава Правительства напомнил, что в советские времена подобные меры всегда вели к дефициту, поэтому структуры государства будут лишь следить «за перекосами».

Что касается непродовольственной группы товаров, особенно это касается одежды и бытовой техники, то здесь продавцы стремятся всячески сдерживать цены. Эти группы товаров не попали под эмбарго, но доллар и евро выросли. Поэтому магазины уменьшают затраты на рекламу, маркетинг, аренду, сдерживают развитие бизнеса, открытие новых торговых точек и пр.

К сожалению, многие позиции на рынке стройматериалов также поставляются из-за рубежа и соответственно привязаны к курсу инвалюты.

Конечно, рост цен в России будет продолжаться – а кто помнит обратный процесс? Вопрос лишь в том, насколько он будет крут. Общую картину, позволяющую сделать определенные выводы, можно будет представить не ранее весны. Сейчас на инфляцию и динамику цен значительно влияют фруктово-овощные сезонные колебания. Зима покажет истинную цену на нефть, которая, в свою очередь, скажется на курсе рубля к доллару. Ну и главное, конечно, – Украина. При определенных условиях и санкции могут быть отменены, и эмбарго пересмотрено… Но есть ли гарантия развития событий в Украине по мирному сценарию?


Vox populi – Глас народа

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, отмечают ли россияне рост цен на основные категории товаров и услуг в последние несколько месяцев и с чем это связывают.  По словам респондентов, покупающих продукты преимущественно лично, за последние месяц-два цены выросли прежде всего на мясо – так считают 85% (из них 55% заметили существенное подорожание этого продукта, а 30% – незначительное повышение). Каждый десятый (11%) считает, что стоимость мясной продукции не изменилась, а о снижении стоимости сказали лишь 2%. Три четверти опрошенных, самостоятельно ведущих домашнее хозяйство (77%), отмечают рост коммунальных платежей. Еще 77% сообщили о повышении стоимости молочной продукции. О том, что дороже стали стоить овощи и фрукты, сказали 68%, а 20% не увидели изменений. Рост «ценников» на бензин наблюдают 60% респондентов (34% – значительный, а 26% – небольшой). Повышение стоимости хлеба заметили 60%, однако скорее незначительное (42%), чем высокое (18%), а треть (36%) считает, что цены на выпечку остались на прежнем уровне. Повышение цен на различные категории товаров каждый пятый (21%) считает следствием  санкционных мер, принятых против России, и ответных действий с ее стороны. Десятая доля опрошенных (10%) связывает это с событиями в Украине. А 9% называют основной причиной инфляцию. В искусственном завышении цен 7% обвиняют перекупщиков. Некоторые (3%) полагают, что это связано с политической ситуацией в мире в целом.

Игорь КРЫЛОВ

Фото БЕЛТА


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter