Беларуси «засахаривание» не грозит

Между пальцами песок. Сахарный

Мировое производство сахара превышает потребление. Но Беларуси «засахаривание» не грозит
САХАР давно один из главных элементов продэкспорта. Однако его котировки особенно зависят от конъюнктуры рынка. А она может меняться чуть ли не ежедневно. Уже пятый год падают мировые цены. На торгах 13 марта котировки опустились до рекордно низкого уровня. А всего с 2011 года снизились в 2,8 раза. В чем же причина? Производство превышает потребление. Запасы растут.




На вес и вкус

Но «засахаривание» нам не грозит. В республике действует Государственная программа развития сахарной промышленности. Она во многом дала понять, в каких направлениях двигаться отрасли дальше. Теперь свеклосеянием занимаются 415 сельхозорганизаций в 48 районах. Предприятия сформировали свои сырьевые зоны и работают, не забираясь на территорию соседа. А чтобы отечественным производителям было выгодно засевать плантации сладкими корнеплодами, программой предусмотрено авансирование в счет государственных нужд.

Определено также, что валовой сбор корнеплодов должен достигнуть не менее 5,5 миллиона тонн. Понятно, с ростом объемов производства сырья увеличатся и мощности предприятий. В минувшем году они впервые вышли на рубеж общей переработки в 33 тысячи тонн сырья в сутки. После завершения модернизации нарастят свои мощности в пределах 42 тысяч тонн.

По данным Белстата, в 2013 году в Беларуси произведено более 800 тысяч тонн сладкого продукта. В прошлом — несколько меньше. Впрочем, нам достаточно 400 тысяч тонн. Так что половина продукции, иногда и больше, идет на экспорт.

И еще. В последнее время белорусский сахар продается за рубеж не просто насыпью в мешках. Сейчас все больше предлагается продукция с высокой добавленной стоимостью. У заводов широкая линейка фасовки: сахар, прессованный по 0,5 килограмма и по килограмму, белый и с различными добавками, леденцовый сахар на палочках, сахарная пудра, желирующий сахар и другие продукты.

Откажемся от тростника

Долгое время аграрники зоны умеренного климата работают над тем, чтобы поддерживать конкурентоспособность свекольного сахара на должном уровне. Выводились новые сорта с повышенной сахаристостью, внедрялись все более интенсивные технологии. Уже никого не удивишь урожаем в 600—700 центнеров с гектара, сахаристостью около 18—20 процентов, извлечением сахара под 80 процентов.

Но этого мало. Либерализация и открытость аграрных рынков столкнули в конкуренции тростниковый и свекольный сахар. Последний в некоторых странах начал потихоньку сдавать свои позиции. Суровые реалии вытесняют сахарную свеклу с плантаций и сладкий свекольный продукт из сахарниц. За примерами даже в Европу ходить не нужно. Берут на переработку тростниковое сырье и наши предприятия.

Но уже в ближайшие годы они собираются отказаться от закупок и полностью закрыть внутренние потребности и экспорт за счет более качественного свекловичного сахара. Кстати, его себестоимость одна из самых низких в мире. Конечно, придется в срочном порядке решать ряд проблем «от поля до прилавка». Главное — минимизировать технологические упущения при выращивании свеклы, сократить сроки ее переработки.

Но есть и определенные вопросы. Биоклиматический потенциал, или так называемая биологическая продуктивность климата Беларуси, оценивается в 100—120 баллов. К примеру, у наших соседей в Польше, а также в Германии он 125—140 баллов. Так что условия для свекловодства в нашей стране несколько похуже. От этого страдает и сахаристость корнеплодов. Все сложнее конкурировать с основными европейскими свеклосеющими странами, у которых, впрочем, есть и свои проблемы.

Экспорт россиянам в убыток

Беларусь на «сладкой карте» мира далеко не одинока. Здесь насчитывается свыше 1500 тростниковосахарных и около 1000 свеклосахарных предприятий. 800 из них в Европе. Всего на планете производят 144—150 миллионов тонн сахара в год. При этом 60 процентов его вырабатывается из сахарного тростника и 40 процентов — из сладких корнеплодов.

Безусловно, новые возможности для расширения географии экспорта дает Таможенный союз и ЕАЭК. Правда, для каждой из стран существуют свои нюансы.

Наши основные торговые партнеры и потребители сладкого продукта — россияне — могут белорусам только позавидовать. Плантации сахарной свеклы здесь сокращены на 20 процентов. Основной причиной специалисты называют неконкурентоспособность корнеплодов в сравнении с другими сельскохозяйственными культурами. Согласитесь, звучит это довольно странно. В прошлом году на российских свекловичных полях средняя урожайность около 350 центнеров с гектара — значительно меньше, чем в Беларуси. После многолетнего перерыва Россия попробовала вновь выйти со своим сахаром на европейский рынок, но сработала себе в убыток. Внутренние цены оказались выше экспортных.

Еще в 2013 году полностью ушел с рынков стран бывшего СССР украинский продукт. На пике своего «сахарного могущества» Украина выпускала около 5,5 миллиона тонн свекловичного сахара в год. Она являлась одним из крупнейших в мире его производителем. Доля советской Украины в объеме мирового производства составляла почти 15 процентов. В республике было 192 завода. Они перерабатывали более 40 миллионов тонн свеклы — непревзойденный до сих пор показатель. Сахарная отрасль — одна из самых больших потерь украинской экономики за годы независимости. Страна, производитель сахара № 1 в мире, снабжавшая половину СССР, теперь не в силах обеспечить продуктом даже собственный рынок.

Девальвация национальной валюты — тенге — поставила под угрозу существования и без того слабую сахарную отрасль в Казахстане. Хотя еще в 2006 году потребность республики на две трети обеспечивалась своим производством, к 2013-му его доля уменьшилась до 10 процентов. Одна из причин — высокие пошлины на ввозимое сырье, от которого практически целиком зависит производство. Замещение импортного сырца отечественной сахарной свеклой невозможно из-за невыгодных для аграриев цен и отсутствия господдержки. 

Обанкротилось, не выдержав конкуренции, АО «Азия Сахар», владевшее всеми предприятиями. Эстафету единственного заводчика приняла Центрально-азиатская сахарная корпорация. Но из шести предприятий осталось только четыре действующих. Советское оборудование, установленное на заводах, давно уже морально и физически устарело. Посевы сахарной свеклы стремительно сокращаются. Скажем, в Алматинской области они уменьшились почти в пять раз. Правительство отменило пошлины на ввоз сырца из Бразилии, но проблем в отрасли меньше не стало.

Дальнейший потенциал сдерживания и без того достаточно высоких цен полностью исчерпан. Объем же производства свекловичного сахара в стране по ряду объективных причин составляет не более 5 процентов от уровня потребления. Разработана специальная программа по возрождению промышленного производства свеклы. Однако ее реализация на начальной стадии испытывает определенные сложности. Казахские заводы работают только на ввозимом сырце, поэтому здесь сахар дороже. Разница с третьими странами — Украиной, Молдавией, Китаем — достигает 150—200 долларов на тонну.

Европейские барьеры 

Мировая сахарница полна, и цены постоянно скачут то вверх, то вниз. В таких условиях приходится искать новые рынки сбыта. Сейчас большая часть белорусского сахара отгружается в Россию. Среди адресов поставок — Казахстан, Молдова, Грузия, Литва. Европа для нашего сладкого продукта практически закрыта. Во-первых, европейские заводы полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка, во-вторых, установлены непомерные таможенные барьеры. Более 400 евро пошлины за тонну. Так что продажа нашего продукта экономически нецелесообразна. Ситуацию не спасает даже то, что мировые цены на сахар на 20—40 процентов выше белорусских.

На африканских рынках наш сахар также не выдерживает конкуренции. Европейские производители поставляют туда дешевый продукт по 400—450 долларов за тонну. Его изготавливают из сахарной свеклы, закупаемой у европейских фермеров по бросовым ценам сверх квотируемых объемов.

 В последние годы реализация белорусского сахара на внешних рынках идет по новой схеме, через товаропроводящие сети. Одно из таких предприятий — «Белорусская сахарная компания» — уже несколько лет работает в Москве. Ее появление позволило четырем белорусским предприятиям проводить единую ценовую политику. К тому же, согласно постановлению Правительства, только они вправе экспортировать товар.

Создано несколько субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями и в других бывших союзных республиках. «Белорусская аграрная компания» работает в Киеве, «Белорусская сахарная компания» — в Бишкеке и «Белорусско-грузинская аграрная компания» — в Тбилиси. Открыта еще одна юридическая единица в Казахстане — «Белорусская аграрная компания». Она будет продвигать белорусский сахар на местный рынок и в ближайшие страны.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter