Между оптом и розницей

Развитие торговли сегодня во многом зависит от ее дружбы с логистикой К оптовым складам у нас какое-то противоречивое отношение. Времена тотальной борьбы с «необоснованными посредниками» и настоятельными административными советами производителям работать с торговлей напрямую сменяются периодами почти сакрального поклонения премудростям логистики. По крайней мере, в теории. На практике присутствует созерцательное равнодушие. Вроде бы современные складские комплексы нужны для обслуживания внутренней розницы. Даже соответствующая программа принята. Но для ее реализации нужны огромные средства. Казна все проекты потянуть не в состоянии, инвесторы не торопятся расставаться с деньгами, адекватно оценивая риски. Как-то само собой получилось, что развитие внутренней логистики с молчаливого согласия и госорганов, и бизнеса делегировали розничным сетям. Они-то сегодня и являются застрельщиками в маршрутизации товарных потоков внутри страны. Вообще-то, современный склад — объект очень дорогой. Строительство 1 м2 обходится в среднем в $ 1 тыс. Причем окупаемость вложений значительно проигрывает инвестициям в другие виды недвижимости. Видимо, поэтому в стране и наблюдается их жестокая нехватка. Имею в виду не «холодные» помещения, в которых можно сохранить от воров ящики и коробки на бетонном или земляном полу. Как раз этого добра хватает. А вот комплексов класса «А» и выше, со складами с различными температурными режимами, необходимыми технологиями и оборудованием для приемки крупных партий товара, их сортировки до мелкооптовых партий… Увы, таких объектов — раз-два и обчелся. Причем практически все принадлежат торговым сетям. Самый большой, «свеженький», площадью 26 тыс. м2, запущенный в эксплуатацию в конце прошлого года, выстроила сеть «Евроопт» в Барановичах. Компания вложила в проект около $ 25 млн. Впрочем, альтернативы значительным инвестициям в логистику у крупных торговых операторов в Беларуси попросту нет...

Развитие торговли сегодня во многом зависит от ее дружбы с логистикой

К оптовым складам у нас какое-то противоречивое отношение. Времена тотальной борьбы с «необоснованными посредниками» и настоятельными административными советами производителям работать с торговлей напрямую сменяются периодами почти сакрального поклонения премудростям логистики. По крайней мере, в теории. На практике присутствует созерцательное равнодушие. Вроде бы современные складские комплексы нужны для обслуживания внутренней розницы. Даже соответствующая программа принята. Но для ее реализации нужны огромные средства. Казна все проекты потянуть не в состоянии, инвесторы не торопятся расставаться с деньгами, адекватно оценивая риски. Как-то само собой получилось, что развитие внутренней логистики с молчаливого согласия и госорганов, и бизнеса делегировали розничным сетям. Они-то сегодня и являются застрельщиками в маршрутизации товарных потоков внутри страны.

Вообще-то, современный склад — объект очень дорогой. Строительство 1 м2 обходится в среднем в $ 1 тыс. Причем окупаемость вложений значительно проигрывает инвестициям в другие виды недвижимости. Видимо, поэтому в стране и наблюдается их жестокая нехватка. Имею в виду не «холодные» помещения, в которых можно сохранить от воров ящики и коробки на бетонном или земляном полу. Как раз этого добра хватает. А вот комплексов класса «А» и выше, со складами с различными температурными режимами, необходимыми технологиями и оборудованием для приемки крупных партий товара, их сортировки до мелкооптовых партий… Увы, таких объектов — раз-два и обчелся. Причем практически все принадлежат торговым сетям. Самый большой, «свеженький», площадью 26 тыс. м2, запущенный в эксплуатацию в конце прошлого года, выстроила сеть «Евроопт» в Барановичах. Компания вложила в проект около $ 25 млн. Впрочем, альтернативы значительным инвестициям в логистику у крупных торговых операторов в Беларуси попросту нет.

Если внимательно проанализировать стратегические планы розничных ритейлеров, то они не простираются дальше 2016 года. Все, господа, сбылась мечта потребителя: еще год-два — и строительство новых торговых объектов потеряет привлекательность и целесообразность. Наконец-то наступит насыщение «продажными» квадратами: их будет больше, чем покупателей. Уже сейчас между крупными сетями начинается жестокая «рубка» за потребителя. А для него лучшая приманка — низкая цена. «Прибить» ее за счет урезания наценок и собственной тяги к большой прибыли уже не получается. Средняя рентабельность торговли составляет 2—3 %. И логистика являет непаханое поле для экономии.

Правда, использовать резервы, как оказалось, не так уж и просто, даже имея деньги и вооружившись иностранным опытом. На Западе розничные ритейлеры вообще об этой проблеме не задумываются: все спихивают на аутсорсинг. Начиная с проблемы хранения груза и заканчивая комплектацией мелких партий товара и доставки в магазины — этими рутинными проблемами занимаются многочисленные специализированные компании, фирмы и фирмочки. В Беларуси с «узкими» услугами дело обстоит туго. Либо цена зашкаливает, либо надежность компаний хромает: товар-то рассортируют и погрузят, но сколько помнется-побьется-пропадет (нужное подчеркнуть), одному Богу известно! Да и по определению независимая отечественная логистика не может быть экономной. Еще раз повторюсь: больших современных складов, способных вмещать и обслуживать тысячи наименований пищевой продукции, очень мало. Чтобы обеспечить на полках минимальный ассортимент, придется «завязаться» на десяток складов. Один специализируется на фруктах, другой — на глубокой заморозке, третий — на скоропортящейся продукции… Но транспортировка при таком разбросе получается дорогой.

Немало новинок в этой отрасли еще даже не ступало на территорию страны. Например, использование при транспортировке замороженных продуктов холодильников-контейнеров. За трое суток они допускают падение с начальной температуры в -17 оС всего на 1—2 оС. В контейнере же «заморозка» находится почти в полной безопасности. К тому же ее можно перевозить в обычных фургонах, вместе с другими товарами, что снижает затраты на доставку. Пробная партия таких мобильных морозильников обойдется «Евроопту» в 500 тысяч евро. Впрочем, подходов к хранению-перемещению товаров существует множество. И розничный рынок «заберут» компании, которые смогут обеспечить минимальную стоимость «путешествия». Пока это получается делать только у крупных розничных операторов. А вот независимым магазинам стоит задуматься. Между ними и производителями сегодня образовался почти вакуум. И очень сомнительно, что его в ближайшие годы заполнят специализированные компании. Собственно говоря, даже представители госорганов неоднократно и непрозрачно намекали, что у мелкой торговли сегодня два пути: либо менять стиль бизнеса, либо кооперироваться для оптимизации работы с поставщиками. Третьего практически не дано. 

--------------------------------------------

Комментарий

Валерий ГИНТОВ, консультант Управления регионального сотрудничества, выставочно-ярмарочной и логистической деятельности Министерства торговли:

— В Беларуси уже функционируют 15 транспортно-логистических и оптово-логистических центров, созданных в соответствии с Программой развития логистической системы на период до 2015 года. Наряду со строительством новых (а к 2016 году всего их будет 36) некоторые из действующих расширяются, при том, что сегодня перед ними стоит задача окупить уже вложенные инвесторами средства.Большинство из упомянутых 15 центров изначально возводились для облуживания транзитных товарных потоков и их обработки. Некоторые из этих объектов не только предлагают услуги по обработке грузов, но и готовы сдавать площади коммерческим структурам.Таким образом, логистические операторы, оптовые организации и белорусские производители могут не только воспользоваться их услугами, но при необходимости имеют доступ к аренде складских помещений, построенных и оборудованных с учетом современных мировых требований и технологий. Активно развивают свои логистические подразделения и торговые сети. Многие имеют собственный автотранспорт, развивают наиболее оптимальные поставки товаров в свои магазины. Если говорить об отечественной промышленности, то она еще недостаточно охвачена логистическими услугами. Наверное, это связано с укоренившейся среди производителей традицией не отдавать ряд функций на аутсорсинг, а содержать собственные сбытовые, транспортные подразделения, склады. Хотя мировая практика показывает, что передача непрофильных функций на аутсорсинг позволяет организации снизить издержки и акцентировать внимание на развитии основных видов деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter