Между небом и землей. Почему новые лифты отказываются возить людей со старыми привычками?

Специалисты подсчитали, что примерно один из четырех лифтов, которыми каждый день на работе или дома пользуются тысячи белорусов, уже отработал свой нормативный срок и нуждается в замене. Да, поездки в релейных подъемниках-«пенсионерах» никак нельзя назвать безопасными, но если к сюр- призам старых лифтов мы уже привыкли, то от новых подвоха ждем меньше всего. Однако звонки в диспетчерскую «Беллифта» подтверждают: люди застревают и в современных машинах. Почему новые лифты не хотят возить белорусов, и как нам «обуздать» умную технику?

История одного подъезда

— В апреле этого года в нашей многоэтажке решили поменять старый лифт, и мы фактически лишились подъемника, — с таким рассказом обратились в редакцию “НГ” жильцы 9-этажного дома на столичной улице Захарова. — Старый лифт работал больше 25 лет и заметно “устал”, поэтому известие о грядущей замене обрадовало всех. Тем более что лифт должен был быть современным, электронным, а коммунальники обещали завершить все работы по его установке через два месяца — в соответствии с нормативами. На дворе октябрь, а новым “умным” лифтом мы так и не можем нормально пользоваться...
Злоключения начались с того, что проектировщики “ошиблись” количеством этажей, и в дом привезли лифт без возможности выхода... на последнем этаже. “Нам сначала хотели вообще замуровать выход в шахту, — вспоминают обитатели 9-го этажа. — Но общими усилиями мы восстановили справедливость, лифт заменили”. Однако и с новым подъемником дело не заладилось. После долгих подготовительных работ машину отдали в пользование жильцам, но техника упорно отказывается возить людей.
— Он постоянно застревает, — объясняют жильцы. — Наверное, в подъезде уже не осталось ни одного человека, который не побывал бы в заточении. При этом в доме все нормальные люди, никто в кабине не прыгает, мебель не перевозит. В результате даже пенсионеры уже предпочитают подниматься на последние этажи пешком — все-таки страшно оказаться между этажами.
— Да, от жильцов этого дома в последнее время вызовы поступают часто, — подтвердили в диспетчерской “Беллифта”, телефон которой обитатели злосчастного подъезда уже выучили наизусть. — Проблемы с лифтом там есть: люди привыкли пользоваться старой релейной машиной, а сейчас в доме установили новый электронный подъемник, механизм которого очень чувствительный. Даже если из-за незначительного мусора или какой-то пыли дверь закрылась не до конца, контакты не срабатывают и лифт просто не едет. Поэтому люди и застревают.

Горе от ума

Надо признать, что бригада “освободителей” каждый раз действует быстро — люди на оперативность их работы не жалуются, но справедливо замечают, что перспектива даже десятиминутного “зависания” между небом и землей отбивает охоту пользоваться подъемником. В “Беллифте” недовольство жильцов понимают, но сделать ничего не могут — они лишь приняли новую машину в эксплуатацию. Кстати, специалисты заметили, что подобные проблемы с новыми электронными лифтами есть и в других домах.
— Такие лифты начали устанавливать в жилых домах лишь недавно, поэтому порой не хватает даже знаний по их использованию, — рассуждает прораб “Беллифта” Александр Шенц. — А наших механиков изначально обучали работе с релейными машинами. Кроме того, электронику постоянно дорабатывают, но не всегда удачно. Новые лифты также могут давать сбои в работе, если их неправильно хранили перед установкой или некорректно пользуются ими уже после монтажа.
В общем, виноватыми в неполадках лифтов могут быть и разработчики, недодумавшие что-то в механизме, и работники ЖКХ, которые не смогли обеспечить технике нормальные условия хранения, и ремонтники, которых не научили обращаться с электроникой. Камень можно бросить даже в огород... самих жильцов. Новые лифты умудряются испортить даже в тех домах, где нет вандалов.
— Многие привыкли, например, задерживать закрывающиеся двери лифта ногой или многократным нажатием кнопки реверса, — рассказывает Александр Шенц. — А электроника в этом отношении очень “капризная”: механизм воспринимает такое “вмешательство” в свой неспешный ход работы как поломку и просто блокирует движение.
Кстати, в “Беллифте” рассказали, что поначалу к ним обращались с жалобами даже на... неудобное расположение кнопок в некоторых подъемниках: всю жизнь искали нужный этаж на панели справа от двери, а теперь приходится “переучиваться” и поворачиваться влево. Судя по нареканиям, жильцов раздражает и неспешность электронных лифтов — двери открываются и закрываются непривычно медленно. Вот и не выдерживают — “корректируют”. А “умные” машины начинают бастовать.

Человек против прогресса

Сколько бы ни длился спор о том, кто прав, а кто виноват, но победит в нем все равно техника: разработчики лифтов уверены, что будущее именно за электроникой, поэтому будут совершенствовать новый механизм, но ни в коем случае не возвращаться к старому. А нам волей-неволей придется подстраиваться: релейные подъемники скоро вообще исчезнут из домов. Белорусские коммунальники всерьез взялись за проблему старых лифтов и обещают каждый год заменять все большее их количество.
— В среднем нормативный срок использования лифта около 25 лет, — прокомментировал начальник отдела эксплуатации жилфонда Министерства ЖКХ Михаил Колосов. — У нас в стране насчитывается почти 32 тысячи пассажирских лифтов, из них больше 7 тысяч уже отработали положенное время. Заменить все подъемники сразу невозможно (один новый лифт стоит примерно 40 млн рублей, плюс расходы на установку и демонтаж старого оборудования. — Авт.), но мы делаем это постоянно. Например, в этом году будет заменено почти 850 лифтов, в то время как в прошлом году новых машин было на сотню меньше.
Как правило, средства (как минимум их большая часть) на покупку лифта выделяются из городских и областных бюджетов. В некоторых случаях коммунальники используют деньги из отчислений на капремонты. Товарищества собственников же рассчитываются за любой, даже самый мелкий ремонт лифта из собственного кошелька. А если учесть, что наша ближайшая перспектива — всем без исключения стать полноправными хозяевами своих домов, то готовиться к потенциальным растратам нужно уже сейчас. “Мы готовы научиться корректно пользоваться “умными” лифтами, — рассуждают жильцы. — Но ведь и техника должны быть к нам корректна. А это уже забота специалистов. Тогда и пенять друг на друга не придется”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter