Между нами, девушками

«СБ» раскрывает тайну женских голосов, которые мы слышим каждый день
«СБ» раскрывает тайну женских голосов, которые мы слышим каждый день

В метро, на вокзале, даже по телефону они нам помогают, подсказывают, решают проблемы... Но всегда остаются невидимыми. Наверняка и вам хотелось узнать, кто эти прелестные помощницы. Сегодня мы рассказываем о тех, чьими голосами «говорит» метро или кто объявляет прибытие поездов на вокзале.

Вагончик тронулся!

«Скорый поезд № 131 Москва — Брест прибыл на второй путь ко второй платформе. Номера вагонов начинаются с хвоста поезда. Он отправится в 8 часов 32 минуты», — ее звонкий бодрый голос слышен, как только входишь в здание железнодорожного вокзала в Минске.

— Сколько за день приходится сделать таких объявлений? — интересуюсь у диктора информационно–справочной службы станции Минск–Пассажирский Елены Кукушкиной.

— Подсчета не веду, — улыбается она. — Каждый поезд приходится объявлять как минимум три раза. Если состав проходящий, получается не меньше пяти. А еще на вокзале теряются люди. Делаем такие объявления. Недавно даже пришлось вспомнить испанский. Благо я его в школе учила. К нам обратилась минчанка, ожидающая приезда из Москвы мужа–испанца. Женщина не знала, в каком он едет вагоне. Написала текст, а я прочитала. Супруги встретились. Частенько нас просят поздравить с днем рождения, пригласить девушку на свидание. Мы бы с радостью. Но, увы, по инструкции нам этого делать нельзя.

— Казусы случаются?

— Однажды возвращалась с ночной смены домой. По дороге задремала в электричке. Когда проснулась, увидела удивленное лицо попутчика. Оказывается, во сне «объявляла» время прибытия поездов.

— А в ваш голос влюблялись?

— Был один поклонник. В ночные смены постоянно приносил шоколад. Хотел со мной познакомиться.

— Что самое сложное в профессии диктора?

— Объявлять восточные фамилии. Ну как тут не сломать язык: шесть согласных и одна гласная. Всегда волнуюсь. Ведь главное — человека не обидеть.

Эхо «подземки»

Первым женским голосом Минского метро стала комментатор радиостанции «Мир» Валентина Бондаренко. Многие годы объявления в «подземке» звучали именно голосом Валентины Сергеевны. Не так давно его сменил другой.

— Ну и слава Богу, — вздыхает комментатор радиостанции «Мир». — Он меня всегда та–а–ак пугал... Бывало, возвращаюсь домой поздно с работы. Стою на платформе станции «Октябрьская». И вдруг как будто сама себе говорю: «Отойдите, пожалуйста, от края платформы!» Ну все, Валя, перетрудилась, думаю, — сама с собой разговаривать начала. Да и дочка постоянно возмущалась: «Мама, ты везде! В метро, на радио... От тебя не скрыться».

Чьим женским голосом говорит сейчас Минское метро? Оказывается, большой секрет. Поговаривают, что это белорусская актриса или известная телеведущая. Кто она? Мария Захаревич или Светлана Панкратова?

— Увы, сказать не могу, — пожимает плечами начальник службы сигнализации и связи КУП «Минский метрополитен» Виктор Лопато. — Дама пожелала остаться неизвестной. Это было одним из условий при записи. А вообще, если в метро какая–то непредвиденная или неожиданная ситуация, то в роли диктора выступает дежурная по станции. У некоторых наших дам очень даже приятные голоса.

Алло, я вас слушаю!

Они всегда вежливы и тактичны. Мягкий бархатный голос подскажет нужный номер. Что ни говори — с телефонистом центра обслуживания клиентов РУП «Белтелеком» приятно общаться. Инструктор по организационно–производственным вопросам Лайма Проль знает толк в телефонных разговорах. По ее молодому звонкому голосу даже и не скажешь, что она работает уже больше 30 лет. Лайма приехала из Клайпеды. Кстати, в своем родном городе тоже работала телефонистом.

— Что вы, какой акцент? — пытаюсь уловить в ее голосе характерную интонацию. — Хотя некоторые знакомые различают в моей речи балтийские нотки. А вообще, русский язык знала с самого детства. Клайпеда — это портовый город. Среди моих друзей было много выходцев из разных стран.

— Профессионализм для вас это...

— Внутренняя культура, манера поведения. Тогда будет и голос, и приятная дикция. А еще не обойтись без терпения. Ведь клиенты бывают разные.

— Чего ждете от своих абонентов?

— Уважительного отношения. Если бы они были чуточку тактичнее. Все–таки здесь работают женщины, у многих семьи, дети. Личные проблемы и переживания приходится оставлять за дверьми рабочего кабинета. Абонентам стараемся дарить только хорошее настроение.

Проза и поэзия

Инженеру телефонного центра обслуживания клиентов РУП «Белтелеком» Марине Урбанович часто делают комплименты. За день ей приходится отвечать на вопросы как минимум 600 абонентов.

— Люди звонят абсолютно разные. Кому–то действительно нужна информация. Некоторые просто хотят выговориться. Приходится слушать. Но это — проза. Есть в нашей профессии и поэзия. Одну мою коллегу, к примеру, недавно пригласили на свидание.

Все дело в творчестве

Татьяна Хадыкина, диктор минского ГУМа, не променяет свою профессию ни на какую другую. Именно о такой работе она всегда мечтала.

— Хорошая дикция у меня была с самого детства, — признается она. — Читала стихи, пела. Хотела стать знаменитой певицей. Да и в моей профессии без творчества и артистизма не обойтись. Когда включаю микрофон, буквально преображаюсь. Голос звучит по–другому, меняется интонация. Однажды сын пришел в магазин и не узнал мой голос. Он не мог даже поверить, что это говорю я. А вот муж подруги однажды заявил: «Да в такой голос можно влюбиться!» Хотя на работе никто комплиментов не делает и в любви не признается.

— Наверняка были забавные случаи?

— Однажды моя коллега забыла выключить микрофон. Получилось, как в комедии. Все покупатели слушали наш разговор. А в другой раз я неправильно завела будильник и пришла на работу на час раньше. Предупредила о начале рабочего дня продавцов, поставила бодрую песню. Вот все тогда переполошились.

— Как бережете свой голос?

— Сырые яйца, как певцы, конечно, не пью, — смеется Татьяна Евгеньевна. — Стараюсь поменьше есть мороженого, холодную воду не пить, в морозы одеваться потеплее. Правда, один раз сорвала голос. Даже рекламное объявление не смогла дочитать до конца. Издержки профессии...

Осторожно, двери закрываются...

А вот в троллейбусах, автобусах, трамваях до 22 февраля этого года женский голос и вовсе не звучал. На «дискриминацию» обратили внимание пассажиры. На интернет–форуме сайта КУП «Минсктранс» даже развернулась дискуссия. «Почему в салоне автобусов звучит только мужской голос?» — интересовались многие.

— Женские голоса лучше подходят для объявления аварийных ситуаций, — считает начальник отдела рекламы и аренды КУП «Минсктранс» Наталья Климкович. — Мужской голос звучит не так эмоционально. Но желание пассажиров — для нас закон. Пришлось искать женский голос, на это ушла уйма времени! Трех претенденток прослушали... Теперь в салоне автобуса или троллейбуса можно услышать два объявления мужским и два женским голосом. Все поровну. Но пока женский голос звучит не на всех маршрутах. Чтобы его ввести, потребуется время. Как связаться с диктором? Не скажу. Сначала надо выяснить, нравится ее голос пассажирам или нет.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter