Иван Каризна: В Европе очень ценят классическую музыку, поэтому у меня много концертов

Между Минском и Парижем

Три молодых музыканта, гранд-мастера в игре на скрипке, виолончели и фортепиано, отправились по белорусским городам сеять разумное, доброе, вечное. Лауреаты различных международных конкурсов Артем Шишков, Иван Каризна и Кирилл Кедук, на время отложив свои заграничные гастроли, неделю колесили по стране. Уверяют, что этот тур не коммерческий, а, скорее, патриотический. По дороге из Бобруйска в Полоцк мы встретились с 24-летним виолончелистом Иваном Каризной, он рассказал о своей нынешней жизни и предпочтениях белорусской публики.


— Иван, вашу фамилию очень часто вспоминали в 2010-м, когда вы отправились представлять нашу страну на классическом «Евровидении». Потом на несколько лет на родине о вас забыли. Расскажите, чем занимались?

— С 2009 года я учусь в Парижской консерватории, уже имею звание бакалавра и магистра, в этом году оканчиваю аспирантуру. В 2011-м выиграл Гран-при конкурса в Париже, потом завоевал бронзовую медаль на конкурсе Чайковского в Москве. После этого и началась моя активная концертная жизнь. Но я продолжал участвовать в различных конкурсах, в 2013-м победил в Португалии, в 2015-м — в Милане. В конце 2014-го стал лауреатом специального фонда во Франции, что дало мне возможность концертировать по Европе.

— Где сегодня ваш дом?

— Живу между Парижем и Минском. С августа прошлого года больше чем на неделю-две нигде не задерживаюсь. Я — свободный художник, не привязан ни к каким музыкальным учреждениям или коллективам. Работаю только по приглашению. 

— Неужели на виолончелиста такой высокий спрос?

— Германия, Италия, чаще всего, конечно, Франция… В Европе очень ценят классическую музыку, поэтому у меня много концертов. В начале марта улетаю в Мексику, где буду выступать с Валерием Гергиевым.

— Почему решили сделать тур по нашей стране?

— Я часто бываю у родителей в Минске, но до сентября прошлого года не выступал здесь почти четыре года. Очень хотелось дать концерт. Осенью прошлого года мы с Кириллом Кедуком сделали масштабный проект, за один месяц отыграв 27 концертов по стране. Выступали не только в областных центрах, но и маленьких городах. Идеей этого проекта как раз была популяризация классической музыки в регионах. В Минске достаточно культурных событий такого уровня, есть филармония, где всегда можно услышать хороших исполнителей. Мне приятно, что это нашло отклик и после тех гастролей стало поступать много предложений из городов, где мы не выступали.

— Принято считать, что белорусы не понимают классическую музыку, не ходят на такие концерты, тем более в регионах. В маленьких городах находилось по двести-триста любителей классики?

— Залы всегда были заполнены. Но замечу, что иногда они были в разы меньше, чем вы предполагаете. Не во всех маленьких городах есть достойные помещения, где можно давать такие концерты. Но люди с удовольствием шли на классику. Конечно, в большинстве своем это приближенные к музыке, в основном родители, чьи дети занимаются в музыкальных школах.

— Надо признать, что это не самая подготовленная публика. Как человеку, покорившему мировые площадки, выступать в маленьких городках?

— Знаете, не все зависит от количества мест в зале. Публика везде разная. Главное — атмосфера, и она никогда не бывает одинаковой. В моей жизни случалось, когда не очень хорошо игралось в огромном красивом зале. В то же время пятьдесят слушателей могут создавать неповторимую атмосферу. Что касается нашей страны, чувствуется, что люди изголодались по такой музыке. В регионы редко приезжают музыканты с именами, потому что не могут получить здесь больших гонораров. Мы не гнались за деньгами, у нас же было желание порадовать людей хорошей музыкой.

— Вы уже обзавелись агентом или пока сами составляете график концертов?

— Тур, который сделали осенью, мы с Кириллом организовывали сами, у нас был человек, который помогал, но основная работа лежала на наших плечах. Было непросто, но, как видите, мы собрали залы. Сейчас нам помогает музыкальный дом «Классика», конечно, у профессионалов это получается лучше, рекламы намного больше. Например, билеты на концерт в Гродно были раскуплены за неделю до него. Это, к слову, шестьсот мест.

— Кирилл и Артем ваши друзья? Расскажите, почему именно такой состав вашего трио?

— Кирилл Кедук — выпускник Международной фортепианной академии (Италия), Музыкального университета им. Ф.Шопена в Варшаве и Королевского северного колледжа музыки (Англия). Он лауреат 15 международных конкурсов, выступал в качестве солиста с известными оркестрами в Германии, Италии, Швейцарии, России и США. С Кириллом мы познакомились, когда он пригласил меня на фестиваль классической музыки TysenHouse, который он проводит в Гродно. Мы тогда впервые выступали вместе и загорелись идеей сделать совместный тур по Беларуси. Потом я какое-то время был занят во Франции, осенью у меня появилось свободное время, и мы воплотили свою мечту.

На заключительный концерт тура пригласили Артема Шишкова. Он в особом представлении не нуждается, сегодня это один из самых известных белорусских скрипачей. Потом мы втроем отыграли благотворительный концерт в пользу мальчика, страдающего онкологическим заболеванием. Тогда и решили, что обязательно должны сделать трио. С Артемом знаком давно, еще со времен учебы в лицее. Свою программу назвали «Времена года» — это произведения Петра Чайковского и Астора Пьяццоллы. Эта музыка хорошо известна даже не самым искушенным слушателям.

— Еще в школьные годы вы стали стипендиатом фонда Владимира Спивакова, он поспособствовал покупке для вас дорогой виолончели. Играете на ней и сейчас?

— Действительно, восемь лет назад один очень богатый человек по просьбе Спивакова купил мне инструмент мастера Бернарделя, сделанный в XIX веке. Играю на нем по сей день. Замечательная виолончель. Но бывают инструменты повыше уровнем, например, итальянские. 

— Может ли музыкант вашего уровня заработать на такой инструмент?

— К сожалению, нет. Только спонсор может помочь. Неплохо, если бы в специальном фонде при Белорусской академии музыки наряду со скрипкой Гварнери, на которой играл Артем Шишков, появилась и хорошая виолончель. По этому поводу не питаю особых надежд, потому что понимаю, что это очень дорогое приобретение. Хотя уже во всем мире давно поняли, что вкладывать деньги в хорошие инструменты очень выгодно. Цена на них растет минимум на пять процентов в год, можно сказать, что они ценнее золота. 

— За одну неделю вы отыграли пять концертов. Это очень много. Как восстанавливаетесь?

— Когда концерты через день, это неплохо. Если каждый день, уже сложнее. Но скажу так: чтобы выступать на родине и радовать свою публику, готов и на такие жертвы. Если есть выходной, то иду в фитнес-клуб. Сауна и бассейн тоже очень помогают восстановлению.

— Такой напряженный гастрольный график не мешает личной жизни?

— На это всегда можно найти время. Но считаю, что жениться пока рано. Сегодня вся моя жизнь — это музыка.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter