Между Минском и Парижем

Роман Заслонов — известный художник. Живет на два дома, курсируя между Беларусью и Францией. Его выставки проходят по всему миру, а перечислить музеи, города и страны, где хранятся его работы, наверняка он уже и сам не сможет.


В последние годы Роман заматерел, став похожим на знаменитого оперного певца Лучано Паваротти. Чернобородый, крупный, позитивный.

Иногда мне кажется, что если бы он не был художником, то вполне мог бы стать певцом или актером. У него великая склонность к лицедейству и импровизации, причем мгновенной. Он может спародировать кого угодно: голубя, рыбу, балерину, чайник, трамвай и даже иголку. Получается это так лихо, что остается удивляться и завидовать. На студенческих капустниках в «театралке», где мы учились живописи, он был самым ярким. Как природа в одного человека умудрилась вложить так много талантов и положительной энергии?

Если о ком–то из знакомых и можно сказать без натяжки, что он успешный, то это о нем. Но, как известно, где успех, там и неприкрытая зависть. Роман относится к этому с пониманием, а к своим достижениям иронично. Завистники считают, что Заслонов занял их место. Роман же говорит, что поле искусства огромно и места на нем хватит на всех.

Я видел, как Роман расстраивается, нервничает и ругается, что для него совсем нехарактерно. Он любит свою работу, семью, жизнь. Легко перемещается по миру, разговаривая на разных языках. Когда он успел их выучить — для меня загадка. Много работает, но говорить об этом не любит. Делает свое дело и все. Как результат — многочисленные выставки и проекты.

У него все получается. В прошлом году выступил куратором арт–проекта «Стол» для 57–й Венецианской биеннале. Взвалил на свои плечи не только творческую часть, но и огромную организационную работу. Сделал проект и достойно представил нашу страну в Венеции. Тех, кто по–настоящему порадовался, оказалось не очень много. Коллеги по цеху стали писать в интернете, что проект провалился, хотя многие его даже не видели. Роман привез «Стол» в Минск, показал здешней публике. На открытие собралось такое количество зрителей и гостей, что все едва вместились в залах. Да и потом поклонники искусства активно посещали Национальный центр современных искусств, знакомясь с проектом.

Удача от Заслонова снова не отвернулась. Проект интересный и на первый взгляд совсем нехарактерный для Романа. Но если вникнуть, то можно увидеть, что многое из своей живописной практики художник перенес в кино, наполнив картины звуком и движением. Проект о людях и быстротечности жизни, о том, что все проходит. И единственное, что постоянно в нашей жизни, — стол. И он лишь сцена для разных персонажей.

ladzimir@tut.by

Фото предоставил Евгений Коктыш.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter