Этот дуэт белорусских клоунов знали и в СССР, и за рубежом |
— В Йемене наша цирковая труппа давала представления отдельно для мужчин и отдельно для женщин, и всем артисткам пришлось надеть целомудренные спортивные костюмы «Адидас», — рассказывает Федор Гулевич. — А в Японии — моей любимой стране — есть другая странность. Пока стоишь лицом к залу — зрители хлопают, но вот только ты развернулся уходить — буквально тут же все стихает, — продолжает он. Федору Федоровичу есть что рассказать. Вместе с партнером Александром Воронецким они стали первыми в истории белорусскими клоунами. Их репризы с национальным колоритом за много лет работы увидели зрители всего мира. |
Родился Федор Гулевич в 1952 году в Молодечно и жил там в районе под названием Буховщина. Детство, как вспоминает, было «боевым»: — После войны осталось много оружия. Помню, шел возле кинотеатра «Родина». Заглянул в окно (стекол не было) и вижу: пять винтовок стоят. Залез и забрал себе три. Потом еще другу сказал, тот две остальные унес. Но он проболтался, и нас накрыла милиция. Ребята тогда отделались штрафом, который оплатили родители, а ведь могли и в детскую колонию загреметь. — В другой раз копались в земле и отыскали пистолет ТТ в полной боевой готовности. Пошли, у моста из него выстрелили, и нас тут же опять засекли и пистолет отобрали. Причем ТТ — не самая «крутая» находка. У знакомых пацанов в деревне даже немецкий «шмайсер» был, — говорит клоун. |
Однако юный Федор не только озорничал. Он еще занимался спортивной гимнастикой, танцами и боксом. — А когда исполнилось 13, в Молодечно появилась цирковая студия Семена Чаповского. Это бывший цирковой артист, который потом по состоянию здоровья приехал с женой в наш город и занялся самодеятельностью. Именно Чаповский и стал человеком, который дал старт будущему клоунскому дуэту Гулевича и Воронецкого. — Я и в цирке-то ни разу до этого не был. А Семен Борисович нас начал потихоньку в Минск вывозить. У него был старый москвичок, мы набивались в него по 6—7 человек и ездили. Даже удивительно, но как-то помещались. Рекорд же был — 8 пацанов плюс сам учитель, — вспоминает наш герой. |
После увиденных представлений Федор загорелся цирком по-настоящему. — Мы с Сашей даже бокс бросили, потому что Чаповский объяснил: будут часто бить по уху, вестибулярный аппарат «потеряете» и не сможете балансировать на проволоке. В итоге из 150 записавшихся через 2 года в студии осталось только 12 человек, и мы среди них. Гулевич с Воронецким утвердились в роли клоунов. Репризы делали все, но у них получалось смешнее. — Студия составила свою программу, с которой мы начали ездить по домам культуры, на поля к механизаторам… Набрались опыта, затем выиграли два фестиваля: вначале всебелорусский, а потом и всесоюзный. После этих побед нас с Сашей пригласили в Союзгосцирк, — рассказывает Федор Федорович. |
До официального зачисления в штат клоунский дуэт еще год занимался в школе при минском цирке. — Утром в школу, после обеда репетиции, а вечером униформистами — помогать во время представления на манеже. Это тоже надо было пройти как обязательную часть учебы. Помню, в первых рядах сидели те ребята, с которыми мы на фестивале соревновались, а нам пришлось у них на глазах лошадиные лепешки с песка совочком убирать. В 1969-м Федор и Саша отправились на свои первые большие гастроли. Днепропетровск, Харьков, Ташкент, Душанбе… — А в 1973-м родился наш знаменитый номер «Горшки» — жонглирование чугунками при помощи ухватов. До этого мы занимались классической клоунадой, но хотелось сделать что-то с национальным колоритом, — поясняет Федор Федорович. |
Идею подсказал жонглер Юрий Бирюков. Он на тот момент гастролировал в Минске. — Причем сначала горшки сделали бутафорскими, из папье-маше. Но они очень плохо летали. Тогда подумали: а почему бы не взять настоящие? Попробовали — получилось. Потом Саша еще додумал, что на горшках к тому же можно поиграть, как на барабанах. Кстати, этот знаменитый номер, который стал визитной карточкой белорусских клоунов, однажды едва не привел к трагедии. — Под конец выступления я бросал в аудиторию один из чугунков. Зрители ахали, вжимались в кресла, а он оказывался резиновым. После этого мой партнер брал уже настоящий, металлический горшок, размахивался и делал вид, что сейчас все-таки запустит и им. Но руку в последний момент останавливал, — говорит Федор Гулевич. |
Так вот на одном из представлений во время такого «ложного» замаха чугунок сорвался и полетел в зрителей. — Там, видимо, была трещина, потому что небольшой кусок металла остался у партнера в руках. К счастью, мужчина, в сторону которого полетел горшок, не растерялся и поймал его. Мы перед ним извинились и больше зрителей уже так не пугали. Да и вообще, профессия клоуна, как выясняется, чревата травмами и неожиданностями. За годы работы случалось всякое. — Однажды мне надо было по ходу номера выскочить из-за занавеса на арену и сделать стойку. А униформист ошибся и поставил аппаратуру не в том месте. В итоге я, когда выскакивал, ударился лбом об острый угол. Выбежал, сделал стойку, и вижу вдруг, что глаза заливает кровью. Вызвали «скорую», и прямо в костюме меня увезли в больницу, где наложили четыре шва, — вспоминает Федор Федорович. |
В другой раз нашему герою надо было выехать на сцену на лошади и показать комическую джигитовку. — Когда перепрыгивал на своем маленьком Орлике через барьер, он зацепился, и я упал. Но клоунские ботинки большие, застряли в стременах, и так он меня висящего протащил по манежу еще два полных круга. Дуэт белорусских клоунов был известен всему СССР. Гулевич и Воронецкий общались со многими звездами, «светились» на ТВ. — Мы снялись в двух фильмах о цирке. Первый — «Новогодний аттракцион». Там снимались еще Пугачева, Ротару, Кио… В этой картине впервые прозвучала песня «Миллион алых роз». Второй — «А также цирк». Здесь уже были в основном белорусские артисты — «Песняры», Поплавская, Тиханович.., — поясняет клоун. |
Успехи были признаны официально. Еще в 1979 году Федор Гулевич получил звание заслуженного артиста БССР. Ему тогда было лишь 27! — Кроме того, во всех энциклопедиях я значусь как народный артист БССР. Правда, это не совсем так. Хотели присвоить, да Союз развалился. В Москве уже подготовили документы, отправили в Минск, дело было только за указом Верховного Совета. Но пока шел процесс, мы уехали работать за границу, а потом не стало СССР, и в конце концов я махнул на это рукой. В 1999-м Федор Федорович с женой оказались в США. Годом раньше туда переехала дочь, а потом и родителей позвала. — Страшно не было. Я ведь и до этого очень много выступал с гастролями по всему миру. Так что просто продолжил работать — с разными цирками, во дворцах спорта и шапито. Вначале с партнером, затем — соло. Объездил все штаты США, кроме Монтаны и Аляски, — говорит наш герой. |
Семья передвигалась по Америке в основном в специальном доме-автобусе — моторхоуме. В нем ездили, в нем и жили. — Вначале, как приехали, купили моторхоум поскромнее. А как появились деньги, взяли современный. Это был шикарный автобус, В 2007-м после развода с супругой Федор Федорович вернулся и теперь живет в Севастополе. Тут он вторично женился. — Почему именно Крым? Климат подходящий. У меня была болезнь, врачи успешно сделали операцию, и я решил обосноваться здесь. Недавно купили дом в частном секторе недалеко от моря. Сейчас заканчиваем ремонт, — говорит наш герой. |
Кстати, дочь Федора Федоровича Алеся, как и обе жены, работает в цирке. Наиболее известна она своим умением крутить хулахуп. — Алесе принадлежит рекорд Книги Гиннесса по количеству одновременно вращаемых обручей. Она улучшала его трижды. Последнее достижение — 107 штук, — рассказал ее отец. |
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ «ПЕРВЫЙ»: |
Первые белорусы 3-го тысячелетия родились 01.01.01 в 00.15 утра |
Первый белорус в «Одноклассниках»: Я против эротики в соцсетях |
Первая белоруска с донорским сердцем: Теперь оно уже как родное |
Первая женщина с орденом Матери: Если чем и грешна, то не абортом |
Первый белорус с орденом мужества: Если б рвануло, был бы ужас |
Первый огранщик бриллианта: Испортишь алмаз – и зарплаты нет |
Первый изобретатель теперь живет во времянке с десятью собаками |
Первую бутылку белорусского шампанского открыли 35 лет назад |
Между Минском и гримом
Этот дуэт белорусских клоунов знали и в СССР, и за рубежом