Между «хочу» и «нельзя»

Полярные толкования законов о земле в Валерьяново
Полярные толкования законов о земле в Валерьяново

«Нас лишают законного права на землю, которой мы владеем больше 20 лет!» Так вкратце звучит содержание коллективного письма, поступившего в редакцию из деревни Валерьяново Минского района. «Нас обижает, что чиновники непрофессионально и безразлично отнеслись к нам при рассмотрении наших заявлений о регистрации земельных участков. Вызывает справедливый гнев, что эти чиновники игнорируют законы Республики Беларусь...» 69 подписей. На первый взгляд, изложен типичный пример бюрократического произвола. Поскольку жителю белорусской деревни законы действительно гарантируют права пользования и владения землей. Но вчитаемся внимательнее.

Сначала о нетрадиционной «деревне». Если выезжать из столицы по Логойскому шоссе, то справа (еще до Боровлян, тут же за кольцевой дорогой) можно видеть коттеджи. Это и есть Валерьяново. Если последовать указателю, упрешься в военный КПП и забор. Рядом с ним — несколько 3–этажных кирпичных домов. Это тоже «деревня» Валерьяново. Здесь и живут авторы письма, главным образом бывшие военнослужащие, а ныне пенсионеры.

К этим домам практически примыкают коттеджи. И лишь небольшой участок — около двух гектаров земли — свободен от застройки. Он поделен даже не на огороды — на грядки. Большинство земледельцев имеют лишь по сотке. За них и спор.

Вчитаемся в обширное досье, приложенное к письму. Его ведет Рудольф Травкин, отставной офицер и председатель совета ветеранов, возделывающий 3,2 сотки. Многочисленные официальные ответы поступают на его имя и адрес. На эти ответы Р.Травкин подает жалобы.

Председателю Минского облисполкома Н.Домашкевичу — «о правовом беспределе и истоках оппозиции со стороны председателя Боровлянского сельисполкома Самуйло Э.Ч.». В Комитет государственного контроля — «о нарушении прав гражданина РБ со стороны зам. председателя Боровлянского сельисполкома Соболевского В.А.». Генеральному прокурору — «о правовом безобразии в Боровлянском сельисполкоме»...

Данный исполком на заседании 25 апреля с.г. решил: «1. Отказать в предоставлении земельных участков в пожизненное наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства гражданам д. Валерьяново, согласно прилагаемому списку. 2. Разрешить передачу земельных участков в аренду для огородничества...» Мотивация — ссылка на Указ Президента N 58 от 28.01.2006 г. «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков».

Но к этому же указу среди прочих законодательных актов апеллирует и Р.Травкин! Каждая из сторон настаивает на своей правоте. Минский райисполком — на стороне Боровлянского. На этой же позиции — Госкомитет по имуществу: «...установлено, что земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и используемые ими для огородничества, расположены в черте д. Валерьяново внутри застроенной территории... Дальнейшее использование земель будет определено градостроительной документацией в случае разработки генерального плана...» Зато руководитель Минской областной землеустроительной и геодезической службы Г.Плисковский находит «возможным оформление и выдачу Боровлянским сельисполкомом документа, удостоверяющего право пожизненного наследуемого владения на земельный участок... находящийся в пользовании с 1980 г.».

Кто прав? Категорично отвечать — не мое дело. Но Рудольф Травкин — очень основательный и требовательный человек. Гражданин! К своему досье он приложил «хронику событий» с марта по октябрь. По датам и едва ли не по часам изложив, в какой был инстанции, с кем встречался и что ему отвечали. Есть и такой пункт: «5 октября был в редакции «СБ». Сказали, что проведут журналистское расследование. Письмо отдали журналисту Виктору Пономареву. Ждем от него вопросов». Извольте, Рудольф Алексеевич.

По ходу замечу, что «СБ» не дает спуску действительно зарвавшимся чинушам. Или не вполне компетентным чиновникам, или недостаточно внимательным. Деревня Копище, кстати, о незаконном строительстве в которой («Кто остановит произвол?» и проч.) «СБ» писала два года, лежит на землях Боровлянского сельсовета! Но значит ли это, что и здесь, в Валерьяново, творится беззаконие и произвол?..

Вопрос первый. Как можно утверждать, что вы владеете землей с 1980 года, если никаким подтверждающим это документом не располагаете? Как и все другие возделыватели огородов. Между тем подпункт 1.2 Указа N 58 гласит: «Право на земельный участок возникает у юридического лица, гражданина или индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним... и удостоверяется свидетельством...»

Вопрос второй. Как можно утверждать, что сельисполком и его руководители «творят беспредел» и «попирают белорусские законы», если тот же указ (подпункт 1.1) гласит: «...изъятие и предоставление земельных участков осуществляется... сельскими, поселковыми исполнительными комитетами — из земель сельских населенных пунктов, поселков городского типа для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных».

Иными словами, выделить землю в деревне Валерьяново вам мог только Боровлянский сельисполком и никто другой. Или не выделить! На то и власть. Да, вы имеете право на землю. Но нигде ведь не сказано, что власть обязана дать ее, причем именно там, где вы требуете.

Третий. А если, предположим, земля деревни Валерьяново когда–то отойдет Минску, как это уже произошло с другими окрестными землями? И если власти решат построить здесь, скажем, детсад... А земля фактически в частной собственности, ею владеет около сотни человек. Это все равно что владеть землей между городскими многоэтажками...

Ясно же, что на одной сотке ничего не построить, что и огорода толком не разобьешь, что вопрос в цене самой земли! Что, городу придется выкупать участки по нескольку тысяч долларов за сотку?

Начинаем спорить, нас окружают «землевладельцы» (сочувствующие, разумеется, Травкину), и тут подъезжает Виктор Соболевский, заместитель председателя Боровлянского сельисполкома. Спор ожесточается. В.Соболевский настаивает, что исполком действовал в рамках своих полномочий, что решение было коллегиальное и строго законное. Мол, берите землю в аренду — это даже лучше. Р.Травкин повторял: решение ваше незаконно, келейно. Я, мол, земельное право изучил досконально. Хотим реально владеть землей и своего добьемся! Остались каждый при своем.

Да, самое главное! Каждое из официальных писем в ответ на жалобы Р.Травкина заканчивалось фразой: «Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в судебном порядке». О том же напомнил и Виктор Соболевский. Мол, подавайте на нас в суд. Но тут раздались голоса «сочувствующих». Знаем, дескать, этот суд. Мол, ворон ворону глаз не выклюет...

Не знаю, нужно ли здесь резюме. Конфликт налицо. Права граждан и права местной власти оппоненты понимают по–разному. Консенсуса не нашли. Полагаю, что если Р.Травкин и земляки, права которых он защищает, хотят дойти до истины, то без суда не обойтись.

Резюме, пожалуй, таково. Рудольф Травкин — человек не только эрудированный, основательный, но и, похоже, эмоциональный. В одной из жалоб упоминается «костер гнева». Который, мол, «раздувается, вовлекая все новых и новых людей». Это вы, Рудольф Алексеевич, перегнули. Это чересчур! Если искусственно не раздувать костер — он и угаснет.

С Соболевским, впрочем, Травкин расстался мирно, дружелюбно пожав руку. «К тебе как к человеку, Виктор Адамович, претензий нет. Но как представителю власти — покоя не дам. И голосовать за тебя не буду!»

Фото автора.

На снимке: Рудольф Травкин излагает свое толкование законов заместителю председателя Боровлянского сельисполкома Виктору Соболевскому. За их спиной — те самые огороды. Еще дальше — коттеджи, плотным массивом их окружающие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter