Между Богом и дьяволом

(Из цикла «Приближение». Начало в № 152 за 16.08.05 г., № 156 за 23.08.05 г., № 161 за 30.08.05 г.) Модным словечком «глобализация» овладевают уже и «массы». Слышал, как подвыпивший сосед, многозначительно подняв кверху палец, что-то втолковывал на эту тему собутыльнику. Вот-вот, видать, зашепчутся и старушки на скамейках…
Модным словечком «глобализация» овладевают уже и «массы». Слышал, как подвыпивший сосед, многозначительно подняв кверху палец, что-то втолковывал на эту тему собутыльнику. Вот-вот, видать, зашепчутся и старушки на скамейках… Своеобразный крен в пропаганде этого явления выставляет оппозиционная пресса - как всегда, «в своем ключе». Дескать, весь цивилизованный мир идет по пути глобализации, а Беларусь упирается. Между тем понятие это настолько сложное и неоднозначное, что даже затевать публикацию на подобную тему - занятие малоперспективное и неблагодарное. И все же, насколько это возможно в рамках данной колонки, исповедуя максимум популярности в изложении, постараемся вычленить некоторые «фрагменты» этого явления, коль вылилось оно уже на наш «бытовой уровень». А заодно и глянем на место Беларуси в этом процессе. Президент российского Фонда научных исследований и глобального развития Андрей Субботин рассматривает глобализацию как процесс перераспределения экономических и политических функций между государством, транснациональными компаниями и международными организациями. В одной из своих публикаций в газете «Известия» он приводит такие данные: «Население планеты - 6,5 млрд. человек, а людей, способных приобрести автомобиль, компьютер, сотовый телефон, авиабилет и путевку на международный курорт, - меньше миллиарда». Думается, что это довольно вольное или общее толкование. Насколько меньше миллиарда? Если учесть, что только в арабском мире неграмотных 60 млн., 9 млн. детей не учатся вообще, 79 млн. арабов живут ниже уровня бедности, 10 млн. хронически недоедают, да добавить сюда «проблемные» слои общества других стран и континентов, то пропорция между благополучными и нищими станет куда разительней! И не о перераспределении экономических и политических функций следует говорить, а об их максимальной концентрации. Если не лукавить и не играть словами, то надо открыто признать, что одной из основных подоплек глобализации как таковой является стремление к «узаконенному рабству» богатых над бедными. Если такое случится, то человечество, не глядя на бурный прогресс в развитии технологий, вновь возвращается на «круги своя». Выходит, все это уже проходили, только лишь на ином этапе развития. Тогда что это за прогресс и к чему идем? Опасно другое. Методы и способы борьбы, которые взяли ныне на вооружение сторонники этого якобы объективного процесса в достижении своих целей. За все годы после нью-йоркской трагедии 11 сентября практически ничего не сделано для ликвидации международного терроризма. Разве не так? А это значит, что в его сохранении заинтересованы самые могущественные и влиятельные финансовые кланы. Вот и весь ребус. Разгадали его уже многие. Но так принято в современном мире: поддерживать игру сильных. И здесь человечество вновь ничем не отличается от времен Великой Римской империи. С небольшой скидкой. Сегодня люди, контролирующие капитал США (и других стран), стремятся в рамках глобализации соорудить одну сверхдержаву. Но даже дьявол не любит, когда им управляют. В свое время эту истину испытал на себе бесноватый фюрер. Откуда же такое маниакальное стремление вновь и вновь наступать на грабли? Приведу не самое интеллигентное сравнение. Но в жизни мы это видим. И кто виноват, что в политике столь идентичная картина. Бежит собака (женского рода). Рядом - стая кобелей, и каждый пытается получить ее расположение. Грызутся на ходу за близость. Опасная сцена. Прохожие стараются посторониться… Сказанное не обобщение. Понятно, что имеются в виду не сами страны и тем более народы. Это так называемая элита, прежде всего финансовая и военная. Она и держит подданных в ненормальном, подвешенном состоянии. Те вроде и веру имеют, а невольно потворствуют злу. Выходит, живут между Богом и дьяволом. Не отсюда ли и растут бесконечные байки о приближении конца света? Заметим: чаще всего рождаются они не у нас, а там - за кордоном. Какой конец? Вселенная и жизнь бесконечны. Установленный факт. Правда, с оговоркой: для разумных существ… И все-таки толково создан этот мир, всему и всегда оставлена альтернатива. Выбор. Вот почему и глобализация в таком виде, как ее замыслили архитекторы, вряд ли состоится. Тем более что даже теоретически она не исключает многополярности. Реальный «пейзаж» просматривается уже сегодня: стремительно набирает мощь Китай, перспективной видится связка России и Беларуси, наверняка скажет свое слово в итоге и арабский мир… Факт и то, что в таком огромном котле переплавятся, пусть и по-разному, миллионы человеческих судеб. На всех меридианах и параллелях. В том числе и в самих США. Вместо эпилога Станислав Лем, автор известных рассказов о пилоте Пирксе, «Соляриса» и «Астронавтов», недавно на вопрос, почему он больше не пишет на темы фантастики, заметил: «Будущее вызывает у меня скорее грусть и страх, чем желание творить». Жаль, конечно, что даже таких неутомимых мечтателей жизнь с годами повергает в грусть и уныние. Но всегда остается множество людей, которые идут по ней с оптимизмом и открыто принимают вызовы времени. То есть живут в реальном, а не мистическом мире. В такой жизни также немало своих уроков и заповедей. Одна из них гласит о том, что, как бы высоко кто-то ни поднимался над другими, не следует смотреть на них сверху вниз. Касается это и отдельных людей, и целых стран. На сей счет можно привести любопытнейшее сравнение, которое, как ни странно, принадлежит американскому генералу Джо Стилвеллу: «Чем выше залезает обезьяна, тем лучше видна ее задница». Что ж, генералу в наблюдательности и юморе не откажешь…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter