Как в Мире возрождают самобытный кукольный театр

Между ангелом и чертом

Преподаватель Мирского художественного колледжа возрождает батлейку и приобщает к театру студентов

О МИРСКОМ народном кукольном театре «Батлейка» знают в Гродно, Бресте, Минске и даже за рубежом. Иностранные гости с удовольствием смотрят представления любительского коллектива, а белорусские профи высоко оценивают их работу. Однако всего этого не было бы без кропотливого труда людей, которые долгие годы восстанавливали, казалось бы, навсегда забытые произведения. Занимаются этим учащиеся Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа. Под руководством своего наставника Константина ПЕТРИМАНА (на снимке) они с увлечением ставят представления. 


КУКОЛЬНЫЙ театр в колледже начал зарождаться в 1988 году. Неравнодушные к истории преподаватели и студенты узнали от местных краеведов, что когда-то давно в Мире была собственная школа батлеечных мастеров, и решили ее воскресить. Ради этого группа энтузиастов отправилась в Российский этнографический музей, что в Санкт-Петербурге, где хранятся аутентичные белорусские батлейки и куклы. Вернувшись, активно принялись создавать так называемый могилевский вертеп — двухэтажную батлейку, позволяющую играть популярного в давние времена «Царя Ирода». В 1991 году школьникам впервые продемонстрировали постановку. С этого и началась история «Батлейки».

Правда, на этом в колледже останавливаться не собирались. Благодаря местному историку Галине Жировиной, там узнали о братьях Силко — мирских батлейщиках, которые не только ходили по домам сельчан с представлениями, но и сами писали различные постановки на бытовые темы. Ребята решили восстановить колоритные произведения, однако в архивах не сохранилось никаких упоминаний о творчестве талантливого дуэта. Тогда нынешний художественный руководитель «Батлейки» и заместитель директора по воспитательной работе Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа Константин Петриман предложил пойти в народ:

— Мы начали обходить всех старожилов в округе, которые могли что-то помнить из рассказов своих родителей. Собирали постановки едва ли не по одной фразе. Так постепенно стала вырисовываться канва нескольких местных произведений. Дословно их восстановить не удалось, ведь очень много информации потеряно в советские времена, когда батлейка была под строжайшим запретом из-за своих евангельских сюжетов.


Тем не менее в период с 1992 по 2000 год Константину Леонардовичу вместе со своими коллегами и студентами удалось отыскать немало занятных фактов, которые уже помогли реконструировать две постановки братьев Силко. Первая — «Солдат и черт». Она написана еще в начале прошлого века и посвящена событиям Первой мировой войны. Для жителей Мира в те времена эта тема была особенно актуальной, ведь линия фронта располагалась всего-то в 20 километрах от горпоселка, а местные ополченцы участвовали в боевых действиях. Сюжет постановки незамысловат, однако для его полноценной реконструкции коллективу «Батлейки» понадобилось два с половиной года. Главная сложность, поясняет Константин Петриман, заключалась в правильном воспроизведении речи героев:

— Например, ангел должен был говорить, как пономарь в храме. А как он изъяснялся в начале XX века? Начали поднимать церковные архивы и каким-то чудом наткнулись на записку одного священнослужителя тех времен. 

А в прошлом году здесь завершили реконструкцию еще одной постановки братьев Силко — «Батлеечные дары». Ее обычно играли в промежутке между католическим Рождеством и Крещением вместо «Царя Ирода». С этим представлением «Батлейка» выступала на Международном рождественском фестивале батлеечных и кукольных театров «Нябёсы» в 2017 году, где произвела настоящий фурор.

СЕЙЧАС коллектив активно воссоздает очередное произведение братьев Силко на евангельскую тематику. Сюжет, к слову, достаточно обыденный: между ангелом и чертом возникает конфликт из-за того, что один хочет помочь пастуху найти пропавшую овцу, а второй всячески этому мешает. Действие сопровождается философскими разговорами персонажей о жизни, среди которых есть и нищенка, и короли, и многие другие. Константин Леонардович признается, что хотел бы представить эту постановку на «Нябёсах», однако боится не успеть:

— Самая главная трудность — в написании сценария. К сожалению, сегодня уже практически не осталось носителей подобной аутентичной информации, которые смогли бы нам помочь и где-то направить в правильное русло, ведь в батлейке нужно продумывать все до мелочей. В прошлом году мне несказанно повезло познакомиться с 89-летней сельчанкой. Она знает колядные песни, звучавшие в Мире 120—130 лет назад.

Константин Петриман и его команда продолжают искать новые инсценировки. Например, у коллектива намечена реконструкция произведений братьев Моничей — представителей краснинской батлейки, которая тоже в свое время пользовалась популярностью на кореличских землях.

— Уже есть некоторые наметки постановки «Райские причитания». Жаль только, что в прошлом году умерла сельчанка, которая хорошо помнила сюжет. Однако это не помешает нам реконструировать произведение. Опыт есть — будем работать, — заключает Константин Леонардович.

banny@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter