Что и почему меценаты дарят белорусским музеям и библиотекам

Меценаты с пустыми руками в музеи не ходят

В последние годы у музеев, библиотек, кроме финансирования из госбюджета, появились спонсоры. Какие произведения искусства, литературы пополнили крупные хранилища страны за последнее время благодаря помощи зажиточных соотечественников и иностранцев и как это изменило общую культурную ситуацию?


В советское время за все отвечало государство. С него и спрос был большой. Но в остальные периоды истории культура получала дотации из разных источников. К примеру, у нас существовал институт «фундаторов», которые чаще всего давали деньги на строительство и обустройство храмов. Допустим, апсиду минского Свято–Петро–Павловского собора украшает памятная доска с именами мещан, которые финансировали строительство здания. Таблица установлена в наши дни. Конечно, жертвовавшие 400 лет назад горожане вовсе не думали о том, что в век полетов в космос и интернета о них вспомнят и увековечат. Но на самом деле мысль о том, что жизнь не кончается на земле, а продолжается в воспоминаниях потомков, посещала спонсоров во все времена. Желание остаться в истории, прославиться — один из стимулов, которые толкают и теперь глав многих компаний давать деньги музеям, библиотекам.

Насколько этот фактор действительно значим сегодня, я спросил у Виктора Маргелова, сопредседателя союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства:

— У спонсоров есть несколько мотиваций. Одна из них — это, говоря по–простому, зарисоваться. Хочется выглядеть красиво перед властью, общественностью, мелькать в прессе. Таких немного, но они заметны. Значительно больше тех, кто финансирует социальные и культурные проекты от души. Откуда такие возможности и желание? У крупных корпораций наступают периоды значительного накопления капитала, и они имеют возможность тратить деньги на благотворительные цели.

— Может быть, размер пожертвований влияет на снижение налогового бремени и поэтому стимулирует делиться прибылью?

— В нашем законодательстве не предусмотрены подобного рода льготы. Они есть, например, в США: там существует несколько градаций налогов для тех, кто занимается благотворительностью. Наверное, есть смысл подумать о внедрении такой практики и у нас — это подтолкнет бизнес еще больше поддерживать нуждающиеся медицинские, культурные, спортивные и прочие социальные проекты.

Виктор Маргелов, говоря о спонсорской помощи, вспомнил евангельскую историю о том, как бедная старушка пожертвовала последнее, а купец отдал сто золотых, которые для него были каплей в море нажитого богатства. Для предприятия с многомиллионными оборотами несколько тысяч долларов — это та же «капля». Зато для музея такие капли становятся большой рекой.

Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея, привел цифру: 30 процентов финансирования проектов происходит за счет помощи меценатов. В современной жизни Национального исторического музея, как подсчитал его директор Олег Рыжков, поступления от спонсоров составляют более половины бюджета:


— За эти деньги мы приобретаем новые экспонаты, оборудование, проводим выставки, в том числе за рубежом. За средства меценатов в 4 странах в 2014 году открыли экспозиции НИМ, сейчас одна из них работает в Японии и посвящена нашему земляку Иосифу Гошкевичу. В 2015–м повезем в Санкт–Петербург, Москву выставку «Белорусский национальный костюм», готовим уникальный проект по Великой Отечественной войне, который будет отражать повседневную жизнь людей того времени. Все это было бы невозможно без поддержки спонсоров.


Национальный исторический музей сейчас постоянно финансируют два банка и одна японская табачная компания, имеющая представительство в Беларуси. Участие зарубежного капитала весьма заметно в культурном сотрудничестве. Британско–американская табачная корпорация помогает Национальному художественному музею. Подставляет плечо НХМ в последнее время российско–белорусский банк. Ряд российских структур финансируют мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой». Но, продолжает мысль замдиректора мемориала Лариса Бибик, нет предела той помощи, которая необходима:

— У нас много помещений, которые планируем отреставрировать, музеефицировать. Поэтому продолжаем искать спонсоров.

Как получить так нужные деньги? Олег Рыжков советует: 

— Пишем письма, проводим переговоры. Вообще секрет прост: личное общение и обаяние. Нужно найти общий язык и вызвать симпатию — тогда завяжется сотрудничество.

Гомельский дворцово–парковый ансамбль от своих партнеров пока не получал в дар значительных экспонатов. Но благодаря спонсорам активно рекламируется в городе. Генеральный директор Александр Гостев делится опытом сотрудничества:

— В основном получаем средства на организацию культурных мероприятий и рекламу. Взамен также рекламируем те фирмы, которые нам помогают. Например, один из наших спонсоров — страховая компания — профинансировала размещение по Гомелю 30 бигбордов с информацией о музее и упоминанием своего участия в нашей работе. Одна из строительных компаний участвовала в закупке выставочного оборудования. Бизнесмены помогали проводить «Ночь музеев».

Есть среди современных «фундаторов» и те, кто может себе позволить поддерживать большие проекты. Владимир Прокопцов перечислил лишь наиболее значимые результаты:

— У музея Ваньковичей установили памятник Валентию Ваньковичу — с помощью табачной компании. Прозвучавшая на страну и мир выставка «10 веков искусства Беларуси» обошлась крупному банку в 300 тысяч долларов.

Общество объединяется вокруг вечных ценностей. Они — в книгах, реликвиях, которые могут сохранить и приумножить только настоящие патриоты, люди с государственным мышлением. Но без денег не проведешь реставрацию, выставку. Поэтому частно–государственное партнерство — полезное новшество наших дней. Современники благодарны меценатам, а потомки наверняка еще вспомнят их добрым словом.

Самые дорогие подарки меценатов


1. Национальной библиотеке

2004 год

Спонсор — табачная компания.

«Око церковное» 1610 года — первый печатный церковный устав, изданный в Москве. Является энциклопедией церковной и монашеской жизни.

Цена — коммерческая тайна.

2. Мемориальному комплексу «Брестская крепость–герой»

2012 — 2014 годы

Спонсор — газовая компания.

Создание экспозиции «Музей войны — территория мира» в юго–восточной части оборонительной казармы цитадели: 8 залов площадью тысяча квадратных метров представляют более чем 2 тысячи предметов.

Цена — 15.000.000.000 рублей.

3. Национальному художественному музею

2012 год

Спонсор — банк.

Два графических листа Марка Шагала — «Крестный путь» (на фото) и «Видение Апокалипсиса».

Цена — коммерческая тайна.

4. Национальному историческому музею

2012 год

Спонсор — табачная компания.

Карта «Литва» с изображением в том числе территории Белоруссии из атласа фламандского картографа Герхарда Меркатора, который первоначально был издан в 1595 году и переиздан в 1623–м.

Цена — 24.000.000 рублей.

vk@sb.by


Советская Белоруссия №202 (24583). Среда, 22 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter