Метры и мэтры

Почему растут цены на недвижимость? Минчанка Мария Алексеевна могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Почему растут цены на недвижимость?

Минчанка Мария Алексеевна могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Она простояла в очереди 16 лет, чтобы в конце 2002 года начать строить собственную трехкомнатную квартиру. Государство ей выделило льготный кредит. А управление капитального строительства Мингорисполкома пообещало воплотить деньги в стекло и бетон по минимальной цене - в эквиваленте 170 долларов за квадратный метр. "Но за год метр жилья подорожал до 240 долларов, и, похоже, это не предел, - сокрушается наша читательница, - а зарплата моя осталась практически прежней". Скажу больше. Нынче с очередниками-льготниками заключаются договоры, где цена "квадрата" будущей квартиры колеблется от 320 до 340 долларов.

Совсем недавно Президент распекал министра архитектуры и строительства Геннадия Курочкина за то, что стоимость деревенских усадеб, построенных на льготные кредиты государства, достигла 35 тысяч долларов. Аграрным хозяйствам за эти "дары данайцев" придется расплачиваться десятилетиями. Теперь строители, пользуясь выгодной конъюнктурой рынка недвижимости, похоже, полезли в карман к горожанину.

Кто делает рынок?

Сегодня однокомнатная квартира в Минске стоит, как в Праге. Вот мы и Европа. Хотя еще два года назад ситуация была совершенно иной. Жилье продавалось вдвое дешевле. Что произошло? Злую шутку с национальной традицией копить деньги на черный день сыграл доллар. Больше десяти лет народ доверял этому "американцу" свои кровные, а тут он качнулся и стал катастрофически дешеветь. И судя по развитию экономики США, процесс этот всерьез и надолго. Евро тоже скачет, как заяц. Короче, народ потянулся к вечным ценностям - недвижимости. Впрочем, надо обязательно оговориться, какой народ. Уж точно не пенсионеры и не рабочие с зарплатой 120 долларов. Как-то я беседовала с одним предпринимателем, продававшим на рынке обувь. Дело начало приносить сплошные убытки, и он решил поискать что-то подоходнее. Бизнесмен купил элитную квартиру и сдал ее в аренду. За год заработал около десятка тысяч долларов чистой прибыли, а капитал, вложенный в жилье, подрос в полтора раза. Ни один банк не принесет таких доходов. А бизнес - редкий. До тех пор, пока ситуация будет сохраняться, рост цен неизбежен. Жилье стало объектом предпринимательства и выгодного вложения капитала.

И вот результаты. Николай Простолупов, председатель совета "Белорусской ассоциации "Недвижимость", подсчитал, что сегодня на одну выставляемую на вторичном рынке квартиру приходится 10 - 12 покупателей. Между тем предложение жилья сократилось ровно в 2 раза. Одни не хотят продавать квартиры, потому что аренда приносит хороший доход, другие не могут. В стране существует трехлетний запрет на продажу жилья, построенного с помощью льготных кредитов.

Чиновники говорят, что решение правильное. Государство помогло людям решить жилищную проблему и имеет право выставлять условия. Вопрос - какие? Нынешние на практике выглядят так. У меня в районе стоит дом ЖСК, где сотни молодых семей построили однокомнатные квартиры (на большие тогда не было денег). И что ж, теперь они вынуждены ютиться в малометражках и не могут за собственные деньги улучшить жилищные условия? Кстати, на рынке как раз однокомнатных квартир больше всего и не хватает.

Кроме того, в управлении жилищной политики мне удалось раздобыть интересные цифры. Как известно, иногородние и иностранцы не могут купить в Минске квартиру без разрешения местной власти. Так вот, в 1998 году таких разрешений было выдано всего 25. В прошлом - около тысячи. 80 процентов прибывших на ПМЖ в Минск - жители малых городов и деревень, 20 процентов - россияне. В риэлтерских агентствах есть даже такая верная примета. Как только подписывается очередное постановление о господдержке села, жди очередного витка спроса из регионов на минские квартиры. Местные управленцы так пристраивают своих детей. Россияне также стали проявлять интерес к нашему рынку недвижимости. У нас тишина, спокойствие. Люди не наглые. Словом, по оценке специалистов, около 60 - 70 тысяч человек готовы хоть сейчас купить квартиру и, заметьте, по рыночным ценам. А это - 500 - 570 долларов за квадратный метр.

И наконец, я забыла сказать самое главное. В городской очереди на жилье стоит более 132 тысяч человек. Они могут построить или купить квартиры только с помощью государства, иначе бы уже не ждали. Но если льготное строительство будет идти такими же темпами, как прежде, то за счастьем жить по-человечески каждому придется выстоять... около 30 лет. Ежегодно для очередников строилось всего около 4,5 тысячи квартир. На большее не хватало кредитных денег.

Деньги как снег на голову

Однако в нынешнем году Национальный банк выполнил обещание и увеличивает льготное кредитование нуждающихся в улучшении жилищных условий в 3 раза. Страна получит на эти цели около 500 миллиардов рублей, а главный ее город - 130 миллиардов. Иными словами, теоретически количество долгожданных квартир для очередников должно по меньшей мере удвоиться. Впрочем, это как деньгами распорядиться.

Ведь строить можно по-разному. Больше и дешевле, как несколько лет назад требовал Президент (кстати, тогда стоимость жилья в УКСе упала на треть), а можно, как сейчас, - взвинчивая цены. Похоже, ситуация развивается по второму сценарию. Стоимость жилья в УКСе формируется не от себестоимости, а с помощью хитрых индексов строительно-монтажных работ. Что это такое, толком не могут объяснить даже специалисты.

Заместитель председателя Мингорисполкома Вячеслав Кушнер признал, что огромные кредитные деньги, за которые теоретически можно построить больше миллиона квадратных метров квартир, свалились как снег на голову, вернее, на неподготовленную почву. Готовых площадок с коммуникациями нет. На освоение минских земель приглашены Бобруйский и Гродненский домостроительные комбинаты. И даже с ними город сможет построить в этом году только 740 тысяч квадратных метров жилья. Это максимум 9 - 10 тысяч квартир, или лишь на 20 процентов больше прошлогоднего. Из них очередникам традиционно достанется меньше половины.

Оставшаяся, большая часть - это ведомственное и коммерческое жилье по свободным ценам. Его у городских строителей заказывают фирмы, предприятия, организации, которым выделены строительные участки. Помните большой скандал с жилыми домами компании "Декорум", оказавшейся не в состоянии оплатить завершение строительства? Исполнителем заказа был не кто иной, как ОАО "МАПИД", построивший едва ли не все "панельки" Минска. Нынче ситуация повторяется. Что в этом плохого? А то, что стоимость жилья растет. Скажем, МАПИД строит квартиры по 400 долларов за квадратный метр, а с участием посредников на рынок они уже попадают по 470 - 570 долларов за метр. К тому же в один "прекрасный" момент посредник может разориться...

Высокий спрос рождает нужные предложения. Однокомнатная квартира в Минске уже стоит 20 - 30 тысяч долларов. Обидно, ибо в итоге мечта об улучшении жилищных условий для большинства горожан, очевидно, становится несбыточной.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter