Механизированный тоннелепроходческий щит «Алеся» начал проходку второго тоннеля третьей линии метро

Метро, стройся!

Длинные тоннели, глубокие котлованы, сложнейшие конструкции и круглосуточная работа. Все это — неотъемлемая часть строительства третьей линии Минского метро. Первые четыре станции должны открыться через год. Результаты масштабной работы можно оценить уже сейчас.

У бригадира участка № 6 Андрея Быкова хорошее настроение.

Первая очередь строительства включает четыре станции — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Ф.Богушевича» и «Юбилейная площадь». Работы идут полным ходом — в котловане станции уже запущен тоннелепроходческий механизированный щит «Алеся». Ему предстоит проложить тоннель между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода». Размеры агрегата впечатляют! Его масса — 550 тонн, длина — более 90 метров.

— Щит пройдет 1.200 метров,
— берет слово генеральный директор УП «Минскметрострой» Леонид Стухальский. — Ориентировочно в октябре мы встретим его на станции «Ковальская Слобода». Затем демонтируем и доставим обратно на «Вокзальную». Здесь он будет собран и начнет прокладывать второй тоннель в том же направлении, проходку которого планируем завершить во втором квартале 2019 года.

Механизированный щит не просто снимает грунт, но и закрепляет в тоннеле огромные кольца диаметром шесть метров. Рабочим остается только закрутить болты на так называемых ключах. Обслуживать проходческий комплекс будет смена из 50 человек. Самая ответственная работа — у операторов. Остальные рабочие обеспечат подвоз и подачу тюбингов, удаление породы и прочее.

Стройка движется по плану. Уже завершена проходка тоннелей между станциями «Вокзальная» и «Юбилейная площадь». Перегонный тоннель для поездов с третьей на вторую ветку метро также готов. Готовы и оба пешеходных тоннеля под путями железнодорожного вокзала «Минск–Пассажирский».

На самой станции «Вокзальная» уже можно узнать вход в метро, а стоя на краю котлована, рассмотреть платформу и колонны. Спускаемся в котлован и убеждаемся: в черновом варианте станция в целом готова. Остались только демонтажные камеры. Их разберут, когда «Алеся» завершит проходку второго перегонного тоннеля. К остеклению павильонов вестибюля станции метростроевцы приступят уже в этом году.


Директор тоннельного отряда № 1 Олег Котин о ходе строительства станции «Вокзальная»:

— Сейчас выполняем работы по сооружению аварийного выхода и пересадочного узла, который соединит «Вокзальную» с существующей станцией «Площадь Ленина». На построенных участках идут отделочные работы. Основания для траволаторов готовы. Переход между станциями некороткий, поэтому устройства точно не будут лишними. Сами траволаторы уже у заказчика.

Замечаю в котловане станции аккуратно сложенные и готовые к монтажу рельсы. Их на третьей линии укладывают по особой технологии. Вместо шпал — виброизоляционные блоки. Они позволяют снизить уровень вибрации от подвижного состава. Поэтому третья линия метро будет еще и тише двух других.

От «Вокзальной» перемещаемся на «Площадь Ф.Богушевича». Пока, конечно, поверху. За забором — громадный котлован. В таком можно запросто спрятать пятиэтажный дом!

— Разработка котлована выполнена на 90%, — начальник участка № 14 СМУ–2 Виталий Панасюк проводит экскурсию. — Глубина котлована — 15 метров, а в некоторых местах — 20 метров. Глубина варьируется, поскольку привязана к геологическим условиям. Когда установим стеновые блоки и зальем бетон, то построим колонны и четыре этажа станции. Затем займемся сооружением входных групп.


Кстати, на третьей линии метро предусмотрена возможность курсирования поездов без машинистов. Метростроевцы называют эту опцию «автоведение». Все необходимое для этого есть. Например, на всех платформах станций третьей ветки установят ограждения, предостерегающие пассажиров от падения.

Метрострой уже приступил к строительству второй очереди третьей линии метро. Речь идет о трех станциях — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». На улице Кижеватова полным ходом идет вынос инженерных сетей. Немеханизированные тоннелепроходческие щиты уже пошли от станции «Ковальская Слобода» к улице Кижеватова. На 10 мая один щит прошел под землей 100 метров, второй — 30.

«Алеся» всего одна, а тоннелей в городе много. Поэтому для ускорения темпов строительства «Минскметрострой» проводит тендер на закупку еще одного механизированного проходческого щита. Название ему пока не дали. Но это определенно будет женское имя — такая у метростроевцев традиция. С его покупкой темп строительства увеличится вдвое. Поскольку оба щита пойдут параллельно друг другу, сооружая два тоннеля одновременно.

Когда первый и второй участки третьей линии метро будут построены — это участок из семи станций — от «Ковальской Слободы» до «Слуцкого гостинца», — начнется строительство тоннелей в направлении Зеленого Луга. Всего третья линия метро будет включать 14 станций, а ее протяженность превысит 17 километров.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter