“Метро строили мы и вся страна”

Так могли бы сказать о себе представители почти пятидесяти национальностей, которые строили метро в Москве. Поэтому праздник 75-летия ОАО “Мосметрострой”, который строители отметили в начале октября, — это наш общий праздник Декабрь 2007 года обещает стать месяцем очередного триумфа московских метростроевцев. Должны открыться станции “Сретенский бульвар” — с пересадкой на “Чистые пруды” и “Тургеневскую”, “Трубная” — с пересадкой на “Цветной бульвар”, Митинско-Строгинская линия, а также Серебряноборские тоннели. Новые линии подземки протянутся на 23,9 километра.

Мы так привыкли к метро, что с трудом можем представить времена, когда его не было. Когда эскизы проектов подземных станций выставлялись в витринах, а макет голубого вагона можно было увидеть на площади Свердлова. Люди так хотели расстаться, по меткому замечанию Ильфа и Петрова, с “мрачным видением прошлого” — извозчиком, что сквозь щели в заборах шахт вели постоянное наблюдение за “объектами”, заглядывались и на вышки метростроя. А потом, в дни трехмесячного ожидания открытия метро, когда оно осваивалось машинистами и начальниками станций, сквозь решетчатые окна вентиляторов вдыхали холодный аромат тоннелей и прислушивались к гудению невидимых подземных поездов. И, наконец, как дети, катались на эскалаторах и буквально ощупывали новые станции.
Ров рой,
и ты — герой!
В исторических свидетельствах о строительстве метро в Москве больше всего меня поразил такой факт. На прокладку узкоколейки на Хамовнической набережной пришли и девушки, добровольцы с московских заводов. Требовалось в день каждому вырывать по рву, но девчата едва осиливали норму вдвоем. Парни подшучивали над ними. Тогда комсомолки бригады Доры Потапкиной вызвали их на соревнование. И через 8 дней каждая рыла уже по полтора рва в день. Потом по 2, по 3 и наконец — по 4. Самое интересное, усталости, как в первые дни, девушки не ощущали.
Да, таково предназначение метростроевцев — рыть землю, прокладывая в ней тоннели и пространства под будущие залы со сводами. В любой момент быть готовыми к встречам с опасностью. Сколько земли было перелопачено! Писали, что той, которую вынули на строительстве первой очереди московской подземки, хватило бы, чтобы засыпать Москву-реку до уровня набережной от Каменного моста до Устьинского.
Ноу-хау на строительстве метро рождались в изобилии. Когда в угольных шахтах под Москвой были обнаружены подвижные пески, не г-н Сигарт, давно рекламировавший уникальное изобретение немецкой фирмы, а русский инженер Ржаницын из института гидротехники и гидрогеологии спас ситуацию. Он разгадал секрет немца, и пески были остановлены.
И эскалаторами московского метро потомки строителей могут гордиться. За установку их на четырех станциях метро лондонская фирма потребовала 3 млн. золотом, не гарантируя, что пустит лестницы в срок. За дело взялись конструкторы ленинградского завода “Красный металлист”. Уже в первых числах января 1935 года в Москву было отгружено более 200 вагонов с частями этих сложных машин. Оформлением московского метро и сегодня приезжают любоваться иностранцы. Для станций первой очереди потребовалось столько мрамора, сколько его не было израсходовано на все дворцы русских царей.
Месяц триумфа впереди
Остановок в строительстве метро после его открытия 15 мая 1935 года не было. Но в начале 90-х это произошло — из федерального бюджета перестали поступать деньги. Жизнь на метрострое замерла, зарплата месяцами не выплачивалась, специалисты стали уходить из компании. Но в 1999 году Юрий Лужков начал финансировать строительство метро из бюджета Москвы. Именно в это время руководителем метростроя стал заслуженный строитель России, лауреат Госпремии СССР за строительство метро в сейсмоопасной зоне Геннадий Яковлевич Штерн. Приехал он из Ташкента, где три десятилетия руководил метростроем Узбекистана.
Первым делом метростроевцы взялись за строительство станции “Улица академика Янгеля”, которая “стояла” около 8 лет. И начали в год сдавать по станции — “Аннино”, “Бульвар Дмитрия Донского”. В рекордно короткие сроки — менее чем за два года — была построена Бутовская линия. А Центральный участок, включающий в себя строительство “Сретенского бульвара” и “Трубной” и требующий серьезных капиталовложений, не строился. И вот уже два года работа на метрострое, можно сказать, кипит. Сейчас руководствуются программой строительства метро на 2005—2007 годы, но принята уже новая программа — до 2014 года.
“В ближайшие два года наиболее активное строительство пойдет на двух ветках, — рассказал генеральный директор ОАО “Мосметрострой” Геннадий Штерн. — Прежде всего мы реанимировали ранее начатые участки Люблинско-Дмитровской линии, которая была построена до станции “Чкаловская”. Дальше линия должна пройти через Центральный участок длиной 3,9 км. Также возобновляем строительство Митинско-Строгинской линии. Два года назад началось строительство участка скоростной магистрали, которая соединит Новорижское шоссе (сейчас оно упирается в МКАД) с центром города через проспект маршала Жукова. Эта магистраль позволит разгрузить Рублевское и Волоколамское шоссе. В составе этого участка тоннели под Серебряным Бором, которые получили название Северо-Западных. Нам впервые в мировой практике удалось совместить два вида транспорта — автодорожный тоннель пройдет поверху, а тоннель метро — под плитой проезжей части”.
“Уникальным стройкам — уникальную технику!” — cегодня метростроевцы работают под таким девизом. В качестве лопат у них теперь огромные щиты высотой с 5-этажный дом, как, например, механизированный комплекс фирмы “Херренкнехт” диаметром 14,2 метра, который может двигаться со скоростью 220 м в месяц. С помощью этого щита был сооружен Лефортовский тоннель. На строительстве тоннелей Митинско-Строгинской линии работают щиты “Ловат” диаметром 6 м и еще один “Херренкнекхт” диаметром 6,28 метра. Плита проезжей части на линии сооружается с помощью уникального комплекса, спроектированного Метростроем совместно с Метрогипротрансом и фирмой “НИТЕП” и изготовленного на Скуратовском машиностроительном заводе. На объектах Метростроя работает самая современная техника — от экскаваторов и бульдозеров до автобетононасосов емкостью от 4 до 10 кубометров и грузоподъемных кранов от 16 до 120 тонн.
Подземные “посылки” минувших веков
На строительстве первой очереди метро, а также всех станций, расположенных в центре, метростроевцы постоянно находили в земле ценные экспонаты. Так, при открытии первой шахты на улице Русаковской нашли металлический шлем воина из дружины князя Дмитрия Донского, который 625 лет назад воевал здесь с татарами. А в одной из первых шахт на Каланчевской улице — персидскую печать ХVII века с надписью “Если я изложу свое страстное стремление, то загорится тростник моего пера”, вещественное свидетельство давних связей Москвы с Востоком. А пласты белого речного песка, обнаруженные на Моховой улице, помогли ученым определить наконец местонахождение Опричного дворца Ивана Грозного. Из записок немца-опричника Генриха Штадена было известно, что дворец стоял на сыром месте за рекой Неглинной, и площадки перед ним засыпали толстым слоем белого речного песка.
Когда строили станцию метро “Площадь Ногина”, во рву крепости “Китай-город” собрали коллекцию оружия и воинского снаряжения, глиняных игрушек, изделий из кости, печных изразцов, кожаной обуви, рукавиц и сумок (калиты). А в шахте № 3 в районе Лубянки обнаружили чугунное ядро диаметром 8 см, явно “участвовавшее” в войнах Смутного времени, потому как известно, что последнее сражение происходило здесь в 1606 году.
В начале 70-х при сооружении вестибюля станции “Третьяковская” были вскрыты фундаменты домов ХVI века на улице Большая Ордынка. В развалинах обнаружили глиняную кубышку объемом 1,5 литра, в которой находились старинные монеты-копейки. Археологи подтвердили историческую ценность находки.
При строительстве станции “Горьковской” и подземного перехода у “Пушкинской” были обнаружены деревянные мостовые ХV-ХVII веков, а неподалеку древние колодцы для питьевой воды. Здесь же найдены многочисленные предметы быта и женские украшения. Поразила всех детская погремушка, внутри которой до сих пор гремел глиняный шарик. А также курительные трубки петровских времен, одна из которых была “высотой” более 6 см.
Перегонный тоннель между “Марксистской” и “Площадью Ильича” строили на месте Рогожской слободы ямщиков, поэтому среди находок было много керамики и расписных изразцов. Особо ценными оказались “красные” изразцы ХVI века с изображением двух барсов под развесистой кроной дерева. Именно из таких изразцов терракотового цвета, не покрытых поливой, строились первые печи на Руси. Здесь же нашли “аптечную” банку цилиндрической формы, покрытую глазурью, снаружи синей, а изнутри белой. В ХVIII веке в таких банках продавали различные мази с косметическими снадобьями. Этот предмет из быта модниц елизаветинской эпохи вошел в историю русской литературы. Известно, что Пушкин использовал такую банку как чернильницу.
В последние годы находок не было, лишь на Трубной площади обнаружили старые городские коммуникации и первое подземное русло реки Неглинной — ХIХ век. Археологи тщательно обследовали вскрытые культурные слои с остатками фундаментов зданий ХVIII и ХIХ веков, а также старые городские коммуникации в котловане вестибюля второго выхода “Маяковской”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter