Метод сжатого кулака

В Бобруйске проходит эксперимент по реорганизации милицейских структур
В Бобруйске проходит эксперимент по реорганизации милицейских структур

Из–за достаточно высокого уровня преступности во все времена Бобруйск считался городом неординарным. Этакой белорусской Одессой. Но сейчас здесь нет мафиози, преступных кланов, а 90 процентов тяжких преступлений, в т.ч. убийств, совершается на бытовой почве. Почти все местные «киллеры» — мужья и жены, отцы и дети, братья и сестры, однокурсники и сослуживцы.

И все же именно в этом городе много лет подряд совершаются преступления особенно жестокие и бессмысленные.

...Грабитель зашел в частный магазин в центре города и убил девчонку–продавца из–за выручки в 5 тысяч рублей. Старшеклассник убил малыша. Прохожий напал на школьника, чтобы отнять... пачку печенья. Подростки жестоко расправились с собутыльницей, а потом начали разборки между собой.

При этом гости города постоянно отмечают, что в Бобруйске живут на редкость добрые, общительные и открытые люди. Почему тогда так происходит? Сами бобруйчане называют несколько причин. Город находится на пересечении дорог с севера на юг и с юга на восток, а потому здесь много «гастролеров»: совершили грабеж или разбой и едут дальше. К тому же из Украины в город везут наркотики, а из России — «паленый» алкоголь.

— По статистике, 41 процент раскрытых преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, — рассказал старший инспектор группы информации и общественных связей ОВД Бобруйского горисполкома Юрий Газдюк. — А 63,8 процента преступлений — на совести ранее судимых.

Могилевщина лидирует в стране по числу мест лишения свободы. Только в Бобруйске имеются две колонии — взрослая и «малолетка» — и, конечно, город отличается от западных регионов Беларуси, где расположены санатории. Освободившись, вчерашние «зэки» оседают здесь, знакомятся, планируют «операции». Бобруйчане рассказывали, что многие отбывшие срок оставляли свои вещи в колонии и выходили на свободу с пустыми руками, заранее прикинув, как приодеться, что–то украв или кого–то ограбив. Даже если этих людей отвозили на вокзал в надежде, что они поедут домой и там остепенятся, многие все равно возвращались назад. А это уличная преступность!

К тому же Бобруйск — город промышленный. Строились «Белшина» и «ФанДОК», работать туда приглашались люди со всей страны. И сегодня, когда экономическая обстановка изменилась и предприятия не могут обеспечить работой всех желающих, приезжие люди, не имеющие здесь корней, часто пытаются добывать деньги криминальным путем.

Впрочем, чем бы ни объяснялась преступность, бороться с ней надо. Для того, чтобы работа милиции стала эффективнее, в Бобруйске решили провести реорганизацию органов внутренних дел. Межрайотдел и два райотдела милиции слились в общий городской. Считается, что руководить этой структурой со временем станет легче, а разным службам будет проще координировать свои действия. Но сейчас, в стадии становления новой структуры, здешним милиционерам не позавидуешь.

Начальник отдела внутренних дел Бобруйского горисполкома подполковник милиции Валерий Пикаревич служит в правоохранительных органах 28 лет и 25 из них отработал в Осиповичах, где тоже приходилось непросто. Но сам Валерий Михайлович говорит, что в Бобруйске еще сложнее. Бывает, за сутки совершается по 23 преступления, а меньше 15 не случается никогда. И это на фоне переселений, кадровых перестановок, смены бланков и печатей. Воры и убийцы в трудности следователей и «оперов» не вникают.

...Милицейские будни. Поругались двое парней, один побежал домой и вернулся, вооружившись ножом, да еще позвал на помощь отца с лопатой. Обидчика папаша с сыном убили ударом ножа в сердце, а компания из трех молодых людей наблюдала страшную сцену. Вот только свидетели не спешили давать показания — боялись мести скорой на расправу семьи. Убеждать ребят сказать правду милиционерам пришлось всю ночь.

Под забором обнаружили труп человека. Полдня устанавливали личность, потом столько же искали убийцу–собутыльника, задушившего дружка майкой.

У бобруйчанина обнаружили и изъяли 3.060 литров незаконно хранившегося спирта. Задержали россиянина, перевозившего цветные металлы...

...Говорят, скоро работать станет легче, особенно сотрудникам ГАИ, в их распоряжение даже поступят видео– и цифровые камеры, с помощью которых можно не только уличать нарушителей, но и выявлять неполадки в работе дорожных служб (а дороги в городе весьма неважные). Если выяснится, что причиной аварии стала выбоина на дороге, спрос с виновных будет соответствующий. А водители–лихачи смогут смотреть видеофильмы со своим участием. Но это все в будущем.

— Пока тяжело настолько, — говорит Валерий Пикаревич, — что мне, моим заместителям нередко приходится ночевать прямо в служебных кабинетах и отдыхать не больше часа в сутки, сидя в кресле.

Старожилы милиции утверждают, что новое в их работе — это, как часто бывает, хорошо забытое старое. Мол, лет 25 назад в Бобруйске уже был городской отдел милиции, но приехали крупные специалисты из Москвы, исследовали его работу и порекомендовали поделиться на райотделы. Теперь все приходится восстанавливать заново. База не подготовлена, здание, в котором разместился городской отдел, предназначалось для ГАИ. Все здесь хорошо: и дежурная часть удобная, и гаражи во дворе, а места мало, даже подсобные помещения пришлось отдать под кабинеты, и все равно все не поместились. «Жилищный вопрос» замучил бобруйскую милицию. В Ленинском и Первомайском районах отделы упразднили, но отделения (те же микроотделы с неполной структурой) остались. Первомайское отделение арендует комнаты в общежитии предприятия, Ленинское вообще разбросано по всему городу: дознание — отдельно, следствие — отдельно, неразбериха полная. Правда, 13–й стройтрест недавно выставил удобное здание на торги, его собираются купить для милиции, и тогда все службы можно будет разместить под одной крышей.

А чего стоит сегодняшняя путаница с отчетностью! ГОВД один, а района два, следовательно, и администрации две, и прокуратуры. Нужно и здесь что–то придумывать.

И все же в Бобруйске надеются, что эксперимент с объединением отделов себя оправдает.

— А знаете, почему еще Бобруйск слывет в просторечии «бандитским»? — спросил у меня один сотрудник милиции. — Потому что не мудрим с учетом преступлений, как некоторые.

Оказывается, не так давно здесь сурово наказали нескольких милицейских офицеров за нарушения учетно–регистрационной дисциплины, и теперь регистрируется каждое нарушение, даже самое незначительное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter