Метод проб без ошибок

Образованных людей в стране стало больше.
Образованных людей в стране стало больше. И это радует. Сегодня гранит науки грызут почти в 5 раз больше белорусов, чем в 1960 году, когда на 10 тысяч населения было всего 73 студента. Но высшая школа к такому резкому увеличению числа студентов оказалась не готова. В результате стало заметно снижаться качество образования. Сегодня весь мир ищет оптимальную модель образования. Так, чтобы всем - по желанию, каждому - по уму. Беларусь не исключение. О путях вхождения нашей страны в общеевропейскую образовательную среду говорили на пресс-конференции в зимней школе студенческой журналистики, организованной Министерством образования и Мингорисполкомом. На вопросы студентов, представляющих почти все столичные вузы, отвечали министр образования Александр Радьков и ректор БГУ Василий Стражев.

Тише! Идут экзамены

Одной из самых горячих тем прошлого года была идея рейтингового обучения. Депутаты предлагали в законе о высшем образовании закрепить гарантии перевода в государственных вузах с платной формы обучения на бесплатную (и наоборот) по итогам аттестации в конце каждого учебного года. Таким образом, появились бы и стимул для хорошей учебы, и реальный шанс у отличника-платника поменяться местами с бюджетником-троечником. Ребята спросили напрямую: когда? Ответ был лаконичен: никогда. Эта идея противоречит конституционным нормам. Каждый гражданин имеет право получить бесплатно высшее образование на конкурсной основе. И министр образования считает, что конкурс нужно выдержать один раз, а не десять. "К тому же если каждый год мы будем переаттестовывать чуть ли не 350 тысяч студентов, у нас просто не останется времени позаботиться о качестве их учебы, - говорит Александр Радьков. - Перед министерством стоит иная задача: мы хотим, чтобы вступительные экзамены проходили не так напряженно, как сейчас. Это же ненормально, когда во время абитуриентской кампании взбудоражена вся страна: поступающие, родители, преподаватели, учителя, Президент... В Китае, где больше миллиарда людей, экзамены проводят за 3 дня. Поэтому мы и перешли на ЕГЭ".

По мнению Василия Стражева, рейтинговая система может стать толчком к взяточничеству. "Здесь нужен другой подход, - уверен Василий Иванович. - Какой? Я над этим думаю. Возможно, китайский, где для всех студентов введена фиксированная плата за обучение (150 - 200 долларов в год), от которой малоимущие освобождаются".

Кредит не для всех

Большим подспорьем для студентов-платников стали льготные образовательные кредиты. Учиться "в долг" - для многих чуть ли не единственный шанс получить высшее образование. Но воспользоваться кредитом, увы, могут только студенты государственных вузов, которые получают первое высшее образование. Отсюда вопрос: почему их сверстники, которые занимаются в частных вузах, не имеют такой возможности? "Пока средств на то, чтобы кредитовать всех, не хватает, - отвечает Александр Радьков. - Сами понимаете, чтобы деньги дать, нужно их у кого-то забрать. Кредит же выдается не студентам как таковым и даже не родителям, а тому учебному заведению, которое эти деньги в итоге получит. Поэтому государство вправе в первую очередь кредитовать свои вузы, а не частные".

Какую экономику мы изучаем?

Чаще всего на пресс-конференции звучали вопросы о вузовских учебниках. До сих пор на слуху были все больше проблемы школьных книг. Мол, тяжелые и по весу, и по содержанию. У студентов же ситуация иная. По многим специальностям литературы вообще нет. И писать ее, собственно, некому. В свое время в Беларуси издавались учебники по физике, так как здесь была одна на весь Союз школа физиков-ядерщиков, в Москве - школа математики. Теперь же нередко вузы... сами пишут для себя учебники. Студенты БНТУ предложили не изобретать велосипед, а перевести иностранную научную литературу. Возможно, для технических специальностей это действительно выход. Но... Как сказал Александр Радьков, который в свое время переводил американские сборники тестов для школьников, у иностранцев даже при доказательстве теоремы Пифагора своя логика. Не говоря уже о гуманитарных науках. А между тем экономику белорусские студенты изучают на основе американских учебников. "Конечно, нам нужно учиться на опыте стран, которые достигли высот в своем развитии, - говорит студентка экономического факультета БГУ Наталья Шпак. - Внимания же современным проблемам белорусской экономики на лекциях практически не уделяется. Закончив вуз, как мы будем работать, если плохо разбираемся в экономической ситуации, которая сложилась в стране? Хотелось бы, чтобы наши ведущие экономисты писали учебники о проблемах белорусской экономики или вели спецкурс". Министр образования в ответ лишь развел руками: "Искренне благодарен, что вы разделяете мое мнение: мы никогда не построим американскую экономику в нашей стране". Кто должен учить студентов азам реальной экономики? Не практики, по мнению Александра Радькова, а профессора. Но вузовские преподаватели и сами не прочь послушать тех, кто эту экономику делает...

Знания - на экспорт

Но если учебники должны быть национальными, то образование, как и наука, по своей сути интернационально. Для чего, собственно, мы стремимся войти в так называемый "Болонский процесс"? Наверное, не только ради взаимного признания дипломов, но и для того, чтобы белорусские студенты имели возможность учиться в любом западноевропейском университете. Почему же с каждым годом, поинтересовались студенты Института современных знаний, все сложнее выехать за границу по студенческим программам? По мнению Александра Радькова, ни один ректор не будет против, если студент поедет за рубеж на стажировку. И сегодня Министерство образования активно развивает интернациональные межвузовские связи. "С предложениями о студенческих обменах к нам обращаются и Молдова, и Кыргызстан, и Армения, - говорит Александр Михайлович. - Конечно, приятно. Но захотят ли наши ребята учиться в Молдове? Большой вопрос". Поэтому мост строят не только на Восток, но и на Запад. Ежели ехать за границу только чтобы подзаработать... "На каникулах - пожалуйста, - соглашается министр образования, - во время учебного процесса - нет. Начали учиться - учитесь. Только тогда вуз гарантирует, что вы станете квалифицированными специалистами. Иначе и в дальнейшем вы также будете бросать дело на полпути".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter