«Метлой» по горным засадам

За его рационализаторскими разработками душманы устраивали настоящую охоту.

15 ФЕВРАЛЯ 1989 года советские войска покинули территорию Афганистана. Александр Метла хорошо помнит ту войну. В боевых действиях участвовал в составе 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, был дважды контужен. За мужество и героизм, проявленные на афганской земле, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Мало кто знает, что во время службы «за речкой» Александр Метла создал оружие, которое наводило ужас на душманов. Солдаты метко окрестили чудо-оружие именем его создателя.

Хотя сегодня Александр Михайлович утверждает, что его «метла» особых чудес не творила. Но при этом не отрицает, мол, «духов» из их убежищ она выметала исправно.

НАША СПРАВКА

Александр Михайлович Метла родился в 1952 году в деревне Черепы (ныне Гаевка) Миорского района Витебской области.

После окончания школы поступил в Могилевское культпросветучилище. В Могилевском аэроклубе увлекался прыжками с парашютом (до службы в армии совершил более ста прыжков и получил первый разряд по парашютному спорту). После окончания культпросветучилища проходил срочную военную службу в воздушно-десантных войсках.

В 1972 году поступил в Львовское высшее военно-политическое училище. По его окончании проходил службу в Закавказском военном округе, группе советских войск в Германии, Белорусском военном округе. С апреля 1987-го по июль 1988 года выполнял интернациональный долг в Афганистане.

В 1992 году подполковник Александр Метла уволился из рядов Вооруженных Сил (в 2005-м указом Президента Республики Беларусь ему присвоено воинское звание «полковник запаса»). В течение нескольких лет руководил транспортным строительным предприятием в Бресте, затем работал в одной из фирм в Минске.

29 января 2002 года Александр Метла организовал благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», директором которого является по сей день.

Прибыв в Афганистан, майор Метла обратил внимание на то, что чаще всего батальоны его бригады несли потери в одном и том же месте. Обстрел колонн «духи» вели, как правило, из русла высохшей реки. Прекращался он так же внезапно, как и начинался. После этого душманы быстро уходили только им известными тропами. Настильный автоматно-пулеметный огонь десантников не причинял особого вреда нападавшим. Тут нужен был беглый навесной огонь минометов. Но в бригаде понимали, что на оборудование огневой позиции для минометчиков необходимо время. Да и «духи» не станут ждать смертельного для себя огневого удара.

Тогда у Александра Метлы возникла идея установить скорострельный 82-миллиметровый миномет «Василек» на станину зенитной установки и разместить огневую точку в кузове «Урала». Человеку, с детства привыкшему к деревенскому труду, сделать это было несложно.

— Через неделю я продемонстрировал комбригу это изделие, — рассказывает Александр Михайлович. — Боевое крещение оно получило при первом же сопровождении колонны. Как только начался ее обстрел, расчет миномета вступил в бой. Более ста мин выпустили десантники. Позиция «духов» исчезла в клубах разрывов и поднявшейся пыли. Больше на том опасном участке дороги душманы не появлялись — слишком ощутимые потери они понесли. А солдатская молва быстро окрестила мобильный миномет «Метлой». Простая, по сути,установка, но с возможностью быстрого кругового обстрела, пришлась бойцам по душе. За время моей службы в Афганистане в бригаде изготовили еще несколько таких установок. Прикрывали они наши колонны и во время вывода войск из Афганистана.

О рационализаторской работе Александра Михайловича стало известно и командующему 40-й армией генералу Борису Громову. Осмотрев «Метлу», он с одобрением отозвался об усовершенствованном миномете.

Спустя некоторое время офицер-десантник разработал еще один вариант «Метлы». Он представлял собой блок с неуправляемыми авиационными ракетами, установленный на башне БРДМ. Сама башня тоже устанавливалась в кузове «Урала». Эффект от ее залпов был ошеломляющим. Не случайно за этими установками «духи» устраивали настоящую охоту.

Однажды попал в засаду со своей «Метлой» и Александр Михайлович. Получив в том бою тяжелую контузию, офицер чудом остался жив.

К сожалению, вернуться домой живыми удалось не всем его боевым товарищам. Александр Метла никогда не забудет ребят, погибших в той далекой стране: майора Есина, старшего лейтенанта Борисенко… Уже после войны ушли из жизни его боевые побратимы Александр Зубко, Игорь Скобей, Александр Зудин.

Сегодня к полковнику запаса Александру Метле, как руководителю благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», со своими бедами и чаяниями приходят многие люди, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях.

Кто-то нуждается в приобретении медикаментов, оплате лечения, инвалидной коляске... А кто-то просто в обыкновенном человеческом внимании и взаимопонимании. В фонде же не делят беду на свою и чужую. Здесь каждому стараются оказать максимальную помощь.

Благодаря фонду установлены памятные знаки воинам-«афганцам» в Полоцке, Узде, создан памятник воинам-интернационалистам в Пуховичах, оказана финансовая помощь в реставрации памятника в Марьиной Горке, выделены деньги на строительство в городе Береза храма в память о погибших в Афганистане боевых товарищах. Усилиями сотрудников фонда «Память Афгана» отреставрирован музей имени Героя Советского Союза Николая Чепика в деревне Блужа Пуховичского района, установлен памятник погибшим воинам-интернационалистам в Советском районе столицы…

Участвует фонд и в увековечении памяти солдат Великой Отечественной войны. В частности, Александр Михайлович Метла принял непосредственное участие в создании историко-культурного комплекса «Линия Сталина» и был награжден Президентом Республики Беларусь орденом «За службу Родине» III степени — за активную военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи.

Александр МАКАРОВ

НА СНИМКЕ: майор Александр МЕТЛА с одним из вариантов своего оружия.

Фото из архива автора

Пережитое

 Хочу забыть те дни

«За речкой»,

Перечеркнуть их

Навсегда...

Но снова на могилах

Свечи

Напоминают

Те года:

Соленый пот,

Свинец и пламя,

И крик предсмертный

Среди гор,

Склоненное над гробом

Знамя

И поминальный

Горький стол.

«Тюльпаны черные»

Взлетают,

Стучится в чей-то дом

Беда...

Пережитое

«Забываю»,

А в сердце боль,

Как и тогда.

* * *

А мы, дружище,

Выжили с тобой,

Прошли огонь,

Свинцовую пургу...

Но души до сих пор

Болят порой —

Мы вечно перед павшими

В долгу!

Григорий СОКОЛОВСКИЙ, полковник запаса, воин-интернационалист

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter