Сто пять лет в промышленности используются легированные стали. И столько же времени производители продукции из этого металла ищут способ переработки его отходов.
Специалисты ОАО «Минский подшипниковый завод», опираясь на научные разработки, впервые на постсоветском пространстве придумали, как стальную стружку с минимальными потерями опять превращать в металл.
Заместитель технического директора подшипникового завода Евгений Амельянчик не без гордости демонстрирует блестящий брусок металла. Он выплавлен в Жлобине из брикетов, которые получены на подшипниковом заводе из стальной стружки и шлама (мелких частиц) методом горячего брикетирования.
Не так давно инженерами МПЗ с помощью научных разработок созданы специальная установка и уникальная технология переработки.
— Аналогичной установки нет нигде в мире, – говорит Евгений Амельянчик. – За год ее работы мы получили 88 тонн брикетов.
Они отправляются на Жлобинский металлургический завод и переплавляются в металл. В виде готовой к использованию стали бывшие отходы возвращаются обратно на подшипниковый.
Новый метод переработки стружки способен приносить до 480 миллионов рублей чистой прибыли в год вместо 120 миллионов затрат на захоронение шлама на специальном полигоне твердых отходов.
Даже не верится, что еще совсем недавно подшипниковый завод выбрасывал настоящее богатство: одного шлама вывозилось 1100 тонн в год, 900 тонн которого составляла легированная сталь.
Проблемой переработки отходов производства инженеры подшипникового занимались десятки лет. В этот процесс было вовлечено около ста человек — рабочие, механики, технологи.
Действующий ныне вариант горячего брикетирования оказался самым удачным. О его эффективности говорят цифры. Если при переработке на металлургических заводах угорала половина стружки и вредные выбросы в атмосферу в десятки и сотни раз превышали предельно допустимые нормы, то при переплавке брикетов угар снижен до 7—9 процентов. В новой технологии при отделении металлоотходов от примесей применяются экологически чистые способы – магнитный, механический и термический. Брикеты выходят полностью очищенными от смазывающе-охлаждающей жидкости, они получаются высшей категории качества. А содержание подшипниковой стали составляет в них 97—98 процентов.
На заводе решили построить отдельный цех по переработке как собственных, так и чужих отходов.