История фотографии белорусского художника Михаила Борозны

Метафора современности

С ректором нашей академии искусств Михаилом Борозной чаще всего встречаюсь на вернисажах. Пожимаем руки, раскланиваемся. Улыбаемся. Говорим о чем‑нибудь совсем незначительном и расходимся. На выставках серьезные проблемы не обсуждают. Там радуются встречам, сокрушаются о тех, кто ушел, делятся новостями. Высказываться о картинах никто не торопится. И Михаил Борозна выносить оценки не спешит. Жизнь, а может, должность научили быть взвешенным.


Какой Михаил Борозна ректор, рассуждать не стану. Пусть об этом говорят преподаватели и студенты. Скажу только, что со многими выпускниками академии ректор дружит. Это и художники, и актеры, и режиссеры. Кстати, он очень тепло и даже как‑то трогательно вспоминает свои студенческие годы: однокурсников, преподавателей и то время, когда он официальный галстук мог повязать «по приколу».

Сегодня многие из тех, с кем он учился, известные художники и дизайнеры, скульпторы, монументалисты... Да и сам он постоянно участвует в выставках, пишет статьи и монографии, связанные с белорусским искусством ХХ века.

Несколько лет назад в его рабочем кабинете, помню, мы долго говорили о нашей молодости, о тех годах, когда все только начиналось, когда жизнь еще не подрезала крылья, а многие наши преподаватели были моложе нас. Я расспрашивал о его однокурсниках: кто, где, чем занимаются? Ректор, расслабив узел галстука, рассказывал о встречах. С кем‑то виделся в Москве, с кем‑то в Париже и Варшаве... Да, как без этого, вспоминали бесшабашные студенческие капустники с едкими шутками над преподавателями и всей системой тогдашнего образования.

Сегодня Михаил Борозна в первую очередь интересен мне не как ректор ведущего вуза, а как фотограф. Каждый день на своей странице в соцсети он выставляет снимки как новые, сделанные буквально сегодня, так и из своего архива.

Вот за эти лаконичные и поэтичные фотографии, за короткие высказывания я ему благодарен. Он умеет в самом тривиальном увидеть скрытую поэзию, заметить образ и, неспешно зафиксировав его, поделиться со зрителями. Это могут быть и предметы на столе, двери или окна, архитектура Минска, новая и старая, портрет знакомого художника...

У него свой мгновенно узнаваемый стиль, абсолютно соответствующий нашему сложному и запутанному времени. Он реагирует на все основные течения в современном искусстве, предлагая свое прочтение известных метафор, символов и образов.

stepan@sb.by

Фото предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter