В Минске состоятся встречи президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины с участием представителей Европейского союза

Место встречи изменить нельзя

После долгих и напряженных консультаций глав государств Таможенного союза и Украины, проходивших в течение последних нескольких недель, решение принято

После долгих и напряженных консультаций глав государств Таможенного союза и Украины, проходивших в течение последних нескольких недель, решение принято. 26 августа в Минске состоятся встречи президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины с участием представителей Европейского союза.

В последнее время Минск становится центром, где решаются проблемы планетарного значения. И то, что важнейшая встреча состоится именно в нашей столице, — результат той большой работы, чаще всего невидимой взорам, но очень продуктивной, которую наш Президент и белорусская дипломатия вели последние полгода.

Сначала Александр Лукашенко провел несколько встреч с украинскими лидерами Александром Турчиновым и Петром Порошенко. Это позволило успешно провести заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, которая прошла в Беларуси 31 июля. Затем последовали переговоры по украинскому вопросу с Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.

И вот результат — лидеры четырех стран встретятся в Минске, чтобы обсудить все вопросы, связанные с подписанием Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и введением Россией эмбарго на поставки некоторых товаров в РФ.

Руководитель Аналитического центра EcooM политолог Сергей Мусиенко отмечает, что ожидаемой минской встрече уже предшествовал раунд переговоров. «Объявленная встреча — это еще один шаг. Мы понимаем, что это не финальная точка, к сожалению. Но отрадно, что эти шаги делаются, а наши усилия оцениваются», — сказал он. Политолог обратил внимание, что, несмотря на язвительные комментарии по поводу заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, которая прошла в Беларуси 31 июля, эта встреча получила достаточно высокую оценку самих участников. После встречи состоялся разговор президентов России и США, которые отметили плодотворность июльской встречи на белорусской площадке.

Эксперт подчеркнул, что ранее белорусская сторона выступила организатором встречи в Минске, но сама в ней не участвовала. «По-видимому, мы тогда выполнили свою задачу хорошо, потому что сегодня предлагается провести у нас эту встречу 26 августа», — сказал он.

Сергей Мусиенко добавил, что, безусловно, Минск должен стать в день встречи и площадкой для переговоров между президентами России и Украины. «В любом случае, это большой прогресс и позитивный сигнал», — добавил он.

Политолог также уверен, что одной из тем для обсуждения на встрече 26 августа в Минске может стать проблема снятия взаимных санкций Евросоюза и России. «Сейчас идет обмен санкциями между Россией и Евросоюзом на украинской тематике. И в России, и в ЕС понимают, что это надо останавливать. Для нас это тоже небезразлично, потому что мы сталкиваемся с различными аспектами этих санкционных шагов. Мы на острие этой тематики. Эти вопросы надо снимать. Думаю, что эта тема будет поднята на ожидаемой встрече 26 августа», — отметил политолог.

По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, без содействия Москвы украинский вопрос не решится. В своей колонке, опубликованной вчера в «Российской газете», журналист-международник в первую очередь обращается к итогам встречи министров иностранных дел России, Украины, Германии и Франции в Берлине, которая оставила многих комментаторов неудовлетворенными. Никакой информации о содержании переговоров. Только общие фразы, из которых то ли следует, что полный провал, то ли, напротив, появились признаки какого-то прогресса.

— Меня эта дымовая завеса, признаться, порадовала, — утверждает Федор Лукьянов. — По одной простой причине. Военно-политическая коллизия, которую переживает сейчас из-за Украины вся Европа, кажется беспросветной. И выход из нее возможно найти только путем дипломатических сверхусилий и нестандартных ходов. И то, и другое не терпит гласности, любая утечка — сознательная или случайная — переводит процесс в публичное поле, где царит полное взаимное неприятие. И если речь идет о серьезном переговорном процессе, то мы узнаем о его содержании только в конце: либо в случае неудачи, либо, напротив, если он увенчается какой-то сделкой.

— Из чего могла бы состоять такая сделка? — задается вопросом российский эксперт. И продолжает: — Это было примерно понятно еще в апреле, когда в Женеве предприняли первую попытку, до массового кровопролития в Донбассе, ожесточенных боев, осады городов и сбитого гражданского авиалайнера. Сейчас ситуация резко осложнилась, но суть не изменилась. На столе несколько тем. Первое — политическое устройство Украины, которое гарантировало бы востоку страны особый статус с сохранением культурно-исторических особенностей. Второе — внеблоковый статус Украины, отказ от стремления в НАТО, что Россия считает фундаментальной угрозой для себя. Третье — весь обширный комплекс вопросов, связанных с газом, — долги, цена, транзит и пр. Четвертое — экономическое возрождение Украины после войны, которое будет почти невероятным в случае полного разрыва связей с Россией.

Украинский кризис уже разрушил то, что после холодной войны считалось новой системой европейской безопасности. Если дипломатия сможет его остановить, это может стать первым шагом к настоящей новой системе, заключает Федор Лукьянов.

До встречи президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины и… осталось меньше недели. Наступает время принимать судьбоносные решения. На чаше весов и выживание Украины, и стабильность европейского континента в целом. Это знает и понимает весь мир. Вот почему в следующий вторник все его внимание будет приковано к Минску.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter