Мария Макаревич более 30 лет помогает односельчанам

Место силы

В родной лидской деревне Бутилы  староста и социальный работник Мария Макаревич более 30 лет черпает ее для себя и всех односельчан

В деревню Бутилы Лидского района корреспонденты приехали ранним утром. Но Мария Макаревич уже выполнила приличный список дел. На «аисте» висят пустые пятилитровики: «Пока вас ждала, решила съездить на хутор к бабушкам, воды завезти. Там колодец обмельчал, а скважина только пробивается. Как я их оставлю!» Сельчанка живет в большом доме одна, до недавних пор помогали односельчанам с супругом, но его не стало. На стене в спальне висит множество их совместных фото. И в одном ряду награды — почетные грамоты за добросовестный труд. Она  социальный работник в Лидском районном территориальном центре  социального обслуживания населения.  И для нее это не просто запись в трудовой, а призвание и предназначение.

100 жителей и 100 характеров

Небольшая деревушка над Неманом для Марии Макаревич место силы. Она здесь прожила почти всю жизнь. Когда-то переезжала ненадолго в Лиду, но об этом факте биографии много не рассказывает. Поняла, что в городе делать нечего, а в Бутилах собрано все, что близко сердцу. Местных здесь немного, порядка сотни жителей. Но каждого из них сельчанка знает как члена семьи. Помогать им, можно сказать, заложено в ее генетическом коде, ведь в семье три поколения соцработников!

— Одно из самых первых моих воспоминаний — как мама и в жару, и в мороз ходила к пожилым людям с помощью: стирала, прибиралась, кормила живность, возила продукты, — вспоминает собеседница. — Всегда помогал и отец, хоть он соцработником и не был. Конечно же, как я подросла, о выборе профессии и речи не шло, включилась моментально. У меня тогда было восемь хуторов на обслуживании. Работали семьей слаженно: приду домой замерзшая, а отец говорит: «Отогревайся, Мариш, дальше я поеду».

Потом судьба сложилась так, что сама за соцработника замуж вышла. С супругом держали коня, по зиме запрягали и объезжали околицу. Теперь нет мужа, поэтому летом на велосипеде, а в сугробы — рюкзак на плечи, и пешком. Кстати, дочка тоже пошла по моим стопам, но она уехала в соседнюю деревню.

Так Мария Фердинандовна живет уже многие десятилетия: встает на рассвете, приходит домой, бывает, к ночи. Сегодня у нее 10 подопечных в деревне и на трех хуторах, к некоторым нужно добираться за несколько километров. У соцработника есть четкий рабочий график и день для посещения пожилых людей. Но жизнь может вносить свои коррективы. Для сельчанок она надежный  помощник, а еще и лучший друг:

— Мне мои бабушки могут позвонить и в полночь, и на рассвете. Я этому рада, выросла среди них, поэтому очень волнуюсь иной раз. Да и посещаю их чаще положенного. У кого-то продукты или вода раньше закончатся, у другой — лекарство.

Перед праздниками у соцработника особенно большая нагрузка: все хотят что-то вкусное к столу, нужно выбрать самое лучшее и им привезти. Обычно заказывают консервы, пироги, сладости. Пока в магазин сбегаешь и обратно, можно к одной подопечной и по 9 раз в день попасть. Летом, чтобы порадовать их, привозит грибы или ягоды. Места богатые на дары леса, по дороге корзинами собирает. Не жалко.

Поговорить — это святое. У каждого свой характер, нужно подстроиться. Но столько жизненных советов дали за время работы сельчане! И в трудных ситуациях всегда были рядом.

Подопечные даже называют ее святой: говорят, отыскать более доброго и отзывчивого человека не получится ни в деревне, ни, вероятно, в целом мире.

— Недавно соседи мои заболели, их в больницу забрали, — рассказывает сельчанка Мария Урбанович. — Я спрашивала по всей деревне, нет ли желающих, кто покормит кур и собаку, пока хозяева не дома. Откликнулась только Мария. Ходила по два раза на день, и собаку даже нашла, когда та сбежала. А еще досматривает инвалида на хуторе. У него родители умерли, один остался, ухаживать некому. И не по работе приходит, просто так. Помогает чем может: уборка, покупки.

— Такой уж у меня  характер, пусть где-то мне хуже будет, помогу каждому, — дополняет сельчанку соцработник.

Единогласное «за»

Наверное, именно поэтому почти 30 лет назад сельчане выбрали Марию Фердинандовну старостой деревни. И, как рассказывают в Белицком сельсовете, менять ее никто пока не вздумал:

— Я тогда вернулась из Лиды только, и было сельское собрание. Мою кандидатуру предложили старостой, и все без исключения сказали, что не против. Я за эти годы старалась сделать все, что было в моих силах.

Объектов немного. Дорогу подсыпали, сделали мусорные контейнеры в деревне и на местном кладбище. Из самого масштабного: как-то в магазине начала течь крыша, староста написала во все инстанции. Ответ пришел, выделили стройматериалы, и дружно всей деревней восстановили магазин. Сейчас еще пообещали отремонтировать и окна в нем.

Сельчанка — настоящая покровительница Бутилов. По работе — помогает пожилым, которых здесь около 40 процентов, в качестве общественной нагрузки — всем остальным. Вопросов хватает: в деревне живут три многодетные семьи, две — с приемными детьми, есть здесь и обычные работяги, ремесленники. Все пожелания Мария Фердинандовна собирает и передает председателю сельсовета.

Некоторым нужна помощь в организации свадьбы или крестин, других провожает в последний путь. У кого-то не осталось родственников, или они далеко. Нелегко людям с хуторов: у многих колодцы обмельчали и нет воды. Надо пробивать скважину, но это трудоемкий процесс и занимает время. Мария забирает у хуторян вещи постирать в своей машинке, привозит пятилитровики с чистой водой. Приходится и с руководством созваниваться, обсуждать все нюансы.

Каплица — для души и людей

Самый большой подарок Мария Макаревич сделала, организовав в Бутилах небольшую католическую капличку. Раньше в населенном пункте не было места, где можно было помолиться, и приходилось ездить в соседнюю деревню Мотевичи за шесть километров.

— У нас верующих много, поэтому ездили чуть ли не всеми Бутилами. Запрягали по 12 лошадей! Катались и в тридцатиградусный мороз, но многие пожилые люди уже не могли каждые выходные так путешествовать. Вопрос надо было решать. Старались идти навстречу: с ксендзом ездили на телеге по домам, чтобы сельчане могли исповедаться, освятить что-то, — вспоминает женщина.

Ситуация изменилась около семи лет назад. В одном доме жила пожилая пара, а когда их не стало, дети отдали его под каплицу. Мария Фердинандовна и ее односельчане собирали мини-храм по крупицам:

— Сначала принесли бесхозные лавки и покрывала, местный ремесленник сделал из дерева место для исповеди, столы. Муж когда-то провел свет, а еще вырезал ясли для маленького Иисуса. Фигурку Богоматери отдал ксендз, одна икона — подарок моей матери. Все с мира по нитке, и как хорошо вышло!

Каплица пришлась по душе всем местным. Взрослые люди приходят на службу, дети — на занятия в воскресную школу. Специально для встречи с прихожанами священник едет из соседней деревни. Да что говорить, сама Мария Макаревич здесь венчалась со своим мужем!

На кутью в каплице поставят елку. Староста нашла в журнале, как самой смастерить венок из веток. По дороге к своим подопечным нарвет лапок, украсит бусами…

— Сейчас людям есть где встретиться, посидеть, спеть песни. Для меня это бесценно, и я готова вкладывать сюда все силы, лишь бы Бог дал здоровья. А еще огромным плюсом для меня стало, что директор Лидского районного территориального центра социального обслуживания населения Татьяна Петух разрешила мне работать на пенсии дальше. Я бы зачахла без этого всего, а так и пользу приношу, и живу счастливой жизнью, — завершает беседу Мария Фердинандовна.

krush@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter