О неучтенном захоронении на Мядельщине и фактах геноцида мирного населения в 1941-м рассказал житель Нивки

Место под соснами

В прошлом году прокуратура Мядельского района установила ранее неизвестное место захоронения вблизи деревни Нивки. В лесном массиве обнаружены останки свыше 50 мирных жителей, среди них — 20 маленьких детей. На место расстрела прокурорам указал местный житель — 65-летний Владимир Юревич. Мы навестили пенсионера, сохранившего память о жертвах войны, а также узнали подробности расследования уголовного дела в прокуратуре Минской области. 

Возможным местом захоронения найденных в Нивках останков станет еврейская братская могила в Кривичах.

Без срока давности

Прокурор Минской области Юрий Щетько отметил, что воспоминаний и каких-либо архивных документов о произошедшем в деревне Нивки в 1941-м не сохранилось. Только в ходе расследования возбужденного в апреле 2021 года Генеральным прокурором Республики Беларусь уголовного дела о геноциде жителей БССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период был установлен внук очевидцев тех событий Владимир Юревич, благодаря показаниям которого удалось выяснить детали страшного нацистского преступления, найти место захоронения: на участке местности Национального парка «Нарочанский» вблизи деревни Нивки. Перезахоронят убитых фашистами людей в одной из братских могил Мядельского района.

Юрий Щетько.

— С момента возбуждения уголовного дела о геноциде прокурорские работники, в том числе органов прокуратуры Минской области, вовлечены в полномасштабную работу. Проводятся допросы лиц из числа бывших узников, ветеранов, партизан и подпольщиков, устанавливаются обстоятельства разрушения деревень и места неучтенных захоронений. Кроме того, выявляются сведения о причастности к злодеяниям представителей УОН-УПА, литовских и латышских полицейских батальонов, Армии Крайовой. Сведения из архивов и музеев тщательно анализируются и отрабатываются, — рассказал прокурор региона и в доказательство поделился цифрами. 

В области допрошено около 2,5 тысячи человек, более половины из них — малолетние узники, а также их родственники. 

Находки поискового батальона летом 2021 года.
Фото предоставлено Генпрокуратурой.

В прошлом году из земли извлечено более 1,5 тысячи останков. По данным Национального архива, в годы Великой Отечественной войны сожжено 1546 деревень, располагавшихся в границах современной Минщины, а в ходе расследования уголовного дела установлены еще 42 сестры Хатыни. Осмотрена местность, на которой было свыше тысячи сожженных деревень, проводится активная работа по установлению обстоятельств их уничтожения. В ближайшие месяцы поисковый батальон будет задействован в работах на территории земель лесного фонда вблизи деревень Боровляны и Валерьяново Минского района, в Слуцке и Новине Солигорского района. 

О вопиющих фактах геноцида нельзя молчать, поэтому просвещение населения, прежде всего молодежи, — это еще одно направление деятельности прокурорских работников. Они пообщались с почти полутысячей ученических коллективов учреждений образования. В ходе таких бесед акцентируется внимание на восстановлении исторической памяти, рассказах о результатах расследования уголовного дела о геноциде. Сегодня практически во всех музеях Минской области открыты тематические выставки. 

— Надо обязательно рассказывать детям и молодежи правду о войне. Любой шаг в сторону экстремистской деятельности, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики — это возврат к драматическим событиям, в которых участвовали 80 лет назад коллаборанты и представители нацбатальонов, — подчеркнул Юрий Щетько.

«…Родители в хате спят»

Мы в Нивках, тихой деревеньке Мядельщины. Владимир Юревич встретил нас и первым делом повел по старинной брукаванке к месту, где стояли дома убитых гитлеровцами людей.

— Было здесь две улицы из 16—18 дворов, и (судя по карте 1933 года) принадлежали они еврейским семьям, приехавшим из Куренца в начале прошлого века. Известно, что неподалеку располагалась панская усадьба и работала кирпичная мануфактура, — Владимир Владимирович приостановился, чтобы найти фрагменты сохранившихся фундаментов. Поднимает расколотый кирпич. Рассматриваем надпись на нем. Рядом осколки глиняной посуды, которой, скорее всего, тоже больше века. Собеседник не удивлен, говорит, что в детстве бегал по местам, где компактно проживали жители довоенных Нивок, встречал и не такие находки. Однажды нашел расколотый медальон с надписью на иврите и передал его в музей.

Владимир Юревич на месте, где когда-то стоял один из домов расстрелянных.

Едем на место прошлогодних раскопок. Главный вопрос Владимиру Юревичу: как узнал о точном расположении «еврейской ямы», ведь родился в 1950-х годах. 

— Бабушка показала насыпные бугорки под соснами, когда ходили в лес по грибы и ягоды, — отвечает он. — Помню, что по периметру захоронения были выложены булыжники, которые со временем вросли в землю, холмики осыпались и слились в один. Поисковики подтвердили, что в земле немало останков. В июле и августе 2021-го были проведены раскопки. Сам видел пробитые пулями черепа, подошву мужского сапога, предметы обихода… Слезы наворачивались от увиденного. Один убитый — горе, а здесь десятки малых детей, женщин… Много тел лежало под корневищем сосны. 

Волнение, испытываемое на месте гибели людей, невозможно передать словами. А могли бы и не узнать, что в земле лежит столько убитых. Из подростков, которым старшие передали память, один Владимир Юревич и остался. Местные говорили, что били несчастных дважды. Из группы людей, собранных на расстрел, некоторым удалось убежать. А после второго заезда немцы не оставили в живых ни одного жителя еврейской части Нивок. Собеседник вспомнил еще эпизод:

— Когда начались первые расстрелы, прибежал к нашей соседке домой мальчишка лет пяти и сказал: «Родители в хате спят». Малыш не понимал, что они мертвы… Убивали евреев не в одном месте. Кого в поле расстреливали, кого в доме. Затем мужчин-односельчан заставили собрать трупы и на телегах отвезти в лес, выкопать яму и схоронить. После террора в некоторых бесхозных домах селились пришлые люди, но со временем все съехали. Жилье без присмотра пришло в негодность.

Боль Мядельщины

Край озер и лесов в годы немецкой оккупации видел много боли: жестокие расправы над мирным населением, угон в лагеря людей разных национальностей. 87 деревень района было разрушено гитлеровцами, погибло около четырех тысяч жителей района, а свыше трех тысяч — угнано в рабство. Три деревни (Брусы, Новики и Шкленниково) сожгли вместе с жителями. Оккупанты организовали пять гетто: в Будславе, Свири, Кобыльнике (Нарочи), Кривичах и Мяделе. 

Алексей Комолов рассказывает старшеклассникам о трагедии в Нивках.

Школьники района узнают про трагические страницы истории благодаря экспозиции о геноциде в музее народной славы Мяделя, организованной по инициативе и с участием прокуратуры Мядельского района. Алексей Комолов, научный сотрудник Мядельского музея народной славы, поделился: 

— В мае у нас много гостей. Экспозицию о геноциде посетило уже более тысячи человек. Подобные инсталляции важны для подрастающего поколения. Без них было бы непросто осознать масштаб трагедии истребленных нацистами поселков.

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter