Место под солнцем

Могилевщина создаст карту экспортных возможностей региона

Чтобы повысить экспортный потенциал, на Могилевщине хотят разработать внешнеэкономическую карту возможностей региона

Как расширить географию продаж, повысить конкурентоспособность товаров и, соответственно, увеличить валютную выручку? Приднепровский край по итогам 9 месяцев в этом направлении сработал со знаком плюс, но на 2014-й задачи по экспорту еще амбициознее. «Потому хотелось бы видеть большую активность и заинтересованность со стороны предприятий», — подчеркнул председатель комитета экономики Могилевского облисполкома Олег Буянов.

В первую очередь, считает Олег Алексеевич, важно «устранить информационную нищету».

— Даже в России, куда мы экспортируем основную часть своей продукции, далеко не все знают, что сегодня может предложить Могилевщина. Что тогда говорить о других странах? — отметил Олег Буянов.

По мнению старшего советника отдела содействия экспорту МИДа Беларуси Иннокентия Макутя, конкуренции отечественных товаров на внешнем рынке мешает то, что на предприятиях порой не могут грамотно составить коммерческие предложения, причем подают их чаще всего на русском языке. «Тогда как сегодня даже английского мало. Неплохо бы подготовить презентацию и на испанском, португальском, если речь идет, допустим, о странах Латинской Америки. А сотрудничество с ними перспективно», — считает Иннокентий Макуть.

Примером грамотной рекламной и коммерческой «атаки» он назвал бобруйскую «Белшину», которая за несколько последних лет сумела прочно прописаться на кубинском рынке и сейчас удерживает там лидирующие позиции. Активно продвигают свою продукцию за рубежом такие предприятия региона, как «Могилевлифтмаш», МоАЗ. «Моготекс» — тоже один из крупных экспортеров, накопивший в этом деле немалый опыт.

— Прежде чем выйти со своим товаром на рынок того или иного государства, мы тщательно изучаем его особенности, — поделился начальник управления маркетинга предприятия Андрей Михалюк. — К примеру, подобный анализ помог найти ниши для «Моготекса» в России и Казахстане. Это рынки силовых госструктур. Причем наше предприятие поставляет не ткани, а уже готовые изделия из них. В итоге и стоимость продукции выросла. По такой схеме работаем четвертый год и убедились: направление было выбрано правильно.

«Моготекс» также активно участвует в выставках-ярмарках как в республике, так и далеко за ее пределами, сотрудничает с бизнес-структурами России и иных стран.

Могилевской «Ольсе», которая специализируется на производстве мебели для загородных домов и дач, тоже приходится бороться за место под солн¬цем и в Беларуси, и на внешнем рынке. Тем не менее сделанная однажды ставка на качество оправдывает себя и сегодня. Около 60 процентов качелей и раскладушек, которые «Ольса» собирается продать в будущем сезоне, покупатели, в том числе и зарубежные, оплатили предварительно.

К сожалению, таким раскладом могут порадовать далеко не все предприятия. Трудности при продвижении своих товаров на внешние рынки сегодня испытывают многие производители. Иннокентий Макуть уверен: чтобы улучшить ситуацию, промышленники, помимо грамотного маркетинга продукции, должны энергичнее сотрудничать с белорусскими посольствами, а также использовать все возможности существующего государственного механизма поддержки экспорта. Это и льготные кредиты, и страхование рисков, контрактов.

— Нам нужно переосмыслить общие идеи продвижения белорусской продукции на внешний рынок, оптимизировать работу всех субъектов товаропроводящей сети. И упор делать не на количество субъектов, а на качество и высокую эффективность, — подчеркнул Иннокентий Макуть.

А могилевские производители на общем совещании, где присутствовали представители экспортоориентированных предприятий, СЭЗ «Могилев», местной власти, ряда министерств, Белэксимгаранта и БелТПП, инициировали создание единого бренда региона.

— Мы также предлагаем те предприятия, которые по итогам 2013 года достигнут в общем объеме реализации продукции доли экспорта в 70 и более процентов, в качестве эксперимента освободить в 2014-м от налогов на недвижимость и на землю, — заявил Олег Буянов.

Кроме того, чтобы придать экспортной политике новый импульс, экспортеры области при поддержке власти планируют в будущем году создать карту экспортных возможностей Могилевщины и выложить ее электронный вариант в Интернете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter