Место под солнцем

Новая жизнь гродненского стадиона «Неман»
Новая жизнь гродненского стадиона «Неман»

Правила игры

Это письмо я не смогла спокойно отложить в сторону. А как бы вы поступили, если бы вдруг узнали страшную тайну? Какую?

Буквально в центре Европы, в нашей с вами тихой–мирной Беларуси, существует одно гиблое место, где нет законов, царит полный беспредел и мафия безнаказанно творит свои черные дела. У места есть название — автомобильный рынок, но, похоже, это только благовидная вывеска. А за ней... «продается все: от стирального порошка, радиоаппаратуры до продуктов питания, алкогольных напитков. Без разрешения санстанции, без уплаты налогов, без лицензии, — цитирую автора письма, жителя г. Гродно Л.Бартошевича. — Таджики–узбеки предлагают плов, шаурму и прочие восточные яства». И все это на участке шоссе, ограниченном только шлагбаумами и обочинами, который странным образом манит жителей не только Гродно, но и Минска, Витебска, других городов. Они готовы платить по 15 тысяч рублей, лишь бы попасть за заветный шлагбаум. Ажиотаж порождает пробки, где запросто «могут разбить машину». Но даже если все обошлось, никто не гарантирует наличие свободного места. Самые «клевые» уже кто–то занял, застолбив их сучьями и ветками деревьев. Впрочем, за двойной ценник их немедленно уберут. И весь этот ужас наш читатель не так давно испытал на себе, пытаясь продать на автомобильном рынке Гродно старый «жигуленок» 1986 года выпуска.

«Неужели все это правда?» — спрашиваю я заместителя председателя Гродненского горисполкома Александра Сивцова. «Впервые слышу, — отвечает. — Действительно лишь то, что лет 8 назад участок старой дороги Гродно — Минск между станцией Аульс и поселком Вертелишки был передан Гродненским облисполкомом спортивному комбинату «Неман». Здесь был организован автомобильный рынок, который работает только в субботу и воскресенье. У устроителей рынка заключены договоры с департаментом охраны МВД, ГАИ. Эти службы и обеспечивают порядок. Никаких жалоб на их работу до сих пор не поступало. Про таджиков–узбеков, торгующих пловом и шаурмой, мне тоже неизвестно. На рынок со своим традиционным ассортиментом выезжает общепит ледового дворца и Белорусской железной дороги. У этих организаций есть и лицензии, и разрешение. Деятельность рынка регулярно проверяют санстанция, налоговая инспекция, ОБЭП. Мы просто удивлены этим письмам».

— Да, в общем, ничего удивительного, — у директора Гродненского областного унитарного предприятия «Спорт–комбинат «Неман» Франца Летяго на сей счет особое мнение. — Автомобильный бизнес — дело весьма доходное. Кому–то очень не нравится, что сейчас рынок принадлежит спорткомплексу и львиная доля доходов идет на поддержку развития спорта в регионе. Из бюджета мы не берем ни рубля. Владельцы частных рынков хотели бы забрать себе этот лакомый кусочек. Например, на Южном рынке была даже подготовлена площадка для торговли автомобилями. Но разрешение получить им не удалось. Рынок слишком близко примыкает к городу. Скопление авто могло бы создать неудобства жителям близлежащих домов. Кроме того, неподалеку проходит газовая магистраль. Потому облисполком продлил нам срок безвозмездной аренды до 2013 года. Кстати, «Жигули» 1986 года выпуска, а также «Москвичи» и «Запорожцы» пропускаются на территорию рынка бесплатно.

Есть недоброжелатели и среди тех, кто занимается автомобильным бизнесом профессионально, но очень не любит платить налоги, положенные сборы и за въезд на рынок. До прихода нового директора спорткомплекса (он вступил в должность в декабре 2004 года) можно было продать автомобиль, не заезжая на рынок, а значит, не оплачивая место торговли. Сейчас с нелегальной торговлей ведется активная борьба. Что опять–таки вызывает бурное недовольство продавцов. По словам Франца Летяго, едва ли не каждые выходные ОБЭП составляет по 20 — 30 протоколов за нелегальную торговлю. Недавно 2 машины были конфискованы за расчеты в валюте...

Что к этому можно добавить? Войны за место под солнцем всегда были, есть и будут. Главное, чтобы победа в них доставалась тем, кто этого действительно заслуживает. Пока здравый смысл торжествует.

Аэлита СЮЛЬЖИНА, «CБ».


"Берегись автомобиля"?

Помнится, несколько лет назад после долгого перерыва довелось оказаться на гродненском стадионе "Неман". Глазам предстало зрелище, без которого, вне всякого сомнения, можно было запросто обойтись. Полный упадок. Грязь, ломаные лавки, обшарпанные ступеньки, крошащаяся штукатурка, в общем, видок был тот еще, как будто арена помнила гражданскую войну, а стены ее использовались красноармейцами для отражения лихих наскоков белой конницы. Раздевалки тоже не отличались особой изысканностью. Как и комната для заполнения протокола, и судейская - все имело вид серый и печальный.

Теперь арена смотрится по-другому. Постепенно она преображается. Это не удивляет. Радует сама тенденция превращения спортивной инфраструктуры страны из первобытнообщинной в нормальную, человеческую - современную и цивилизованную. Классная арена появилась в Витебске, отреставрированы стадионы в Барановичах и Сморгони, ультрасовременная арена появилась в Гомеле. В Бресте, правда, все никак не могут справиться со своим долгостроем, ну да эта тема для отдельного разговора. И вот Гродно. То, что представилось взору сейчас, порадовало. Мысленно дорисовав образ стадиона "Неман" после реконструкции, стало ясно, что это будет не просто уютный спортивный объект, один из числа себе подобных, будто под копирку срисованный со схем своих собратьев в Европе и России. "Неман", как и сам город Гродно, будет иметь свое лицо. Неповторимое и симпатичное.

В декабре прошлого года директором стадиона "Неман" был назначен Франц Летяго, авторитетный не только в регионе, но и во всей стране футбольный специалист, бывший арбитр, обслуживавший еще матчи первенства СССР. Человек современный, действенный, слов на ветер не бросающий. Но среди прочих проблем столкнулся он и еще с одной, на первый взгляд местечковой и к спорту отношения не имеющей. Дело в том, что Летяго плюс ко всему является еще и директором автомобильного рынка. Единственного в Гродно. Думается, не надо говорить, что объект это доходный и многие хотели бы прибрать его к рукам. Собственно, и пытались это сделать: писали кляузы, обвиняли черт знает в чем: от повальной антисанитарии на территории до поборов и самодурства руководства. Природу такой "войны" понять несложно - объект, как мы уже заметили, доходный. Но если для кого-то это лакомый кусочек для пополнения личного бюджета, строительства коттеджей или воплощения розовой мечты детства о Рио-де-Жанейро и белых штанах, то для стадиона "Неман" - это основная статья средств к существованию. Именно из денег авторынка платится зарплата работникам стадиона, идет реконструкция подтрибунных помещений. В том числе и зала тяжелой атлетики, где готовит новых рекордсменов выдающийся мастер тяжелой атлетики, олимпийский чемпион Александр Курлович. Иными словами, деньги идут в спорт.

Хорошо то, что хорошо кончается. Горсовет разобрался, откуда растут ноги у просьб и жалоб "доброжелателей". Рынок оставили в ведении стадиона. А это значит очень многое. Хотя бы то, что в самое ближайшее время на карте футбольной Беларуси появится еще один красавец-стадион. Кстати, как потеплеет, надо будет обязательно наведаться в город над Неманом. На футбол. Да и просто побродить по улочкам старого города, отдохнуть душой, вдохнуть неповторимый запах истории. Нашей истории, нашей страны...

Сергей КАНАШИЦ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter