Место под оконцем

Почему машины наступают на людей?
Почему машины наступают на людей?

Город расчерчен проспектами, огорожен кольцевой, а его дворы исподволь переоборудуются в блокпосты. От «чужаков» жильцы–автомобилисты заслоняются шлагбаумами. Даже нанимают сторожей. По периметру домов побогаче уже установлены видеокамеры, от «взгляда» которых не ускользнет ни один непрошеный гость. Нынче каждый автолюбитель готов горой отстаивать место для своей машины около подъезда...

Увы, проблему острого дефицита мест для парковки одними ограничениями не решишь. Машин много, а стоянок мало: в Минске числится 400 тысяч личных и 70 тысяч служебных автомобилей. Однако лишь для каждого пятого из них у подъезда найдется укромный пятачок. Горожане сначала покупают авто и только потом задумываются, где бы оставить средство передвижения на ночь.

Спрос на машино–место заметно обгоняет предложение. Строить современные стоянки начали сравнительно недавно: сейчас на город приходится всего пять многоуровневых паркингов (по данным УП «Гаражи, автостоянки и парковки»). Зато непозволительно много места занимают реликты больших городов — открытые стоянки. Всего их в городе 223, и рассчитаны они на 51 тысячу машин. Но некоторые расположены очень неудобно. Автомобилисты и рады бы оставить транспортное средство на попечение строгого сторожа, однако добираться на троллейбусе, да еще с пересадкой затруднительно. Проще застраховать по «Автокаско» и оставить у подъезда...

Интересная ситуация складывается в Минске около Комаровского рынка. Здесь расположены три многоуровневых паркинга, однако ближайшие дворы по–прежнему запружены машинами. Жильцы не спешат занимать очередь на стоянку. Перестали бояться мелких воришек и угонщиков? Вряд ли. Тогда почему возник сей казус? Ответ я нашел в прайс–листе «Паркинга». Оставить машину обойдется... в 96 тысяч 410 рублей в месяц. Почти как квартплата за двухкомнатную квартиру!

Вот и получается, что дворы напоминают, скорее, склад штампованного железа, а не жилой квартал «спального» района. Особенно сложная ситуация в минских микрорайонах Уручье и Малиновка: градостроители не могли предвидеть автомобильный бум, который грянул в конце XX века. И теперь автомобилисты вынуждены оставлять любимый «Фольксваген» на обочине или штурмовать детскую песочницу и тротуар. Ни пройти, ни проехать! Каждый вечер у подъездов кипят страсти: не на шутку рассерженные пенсионеры грозятся объявить войну водителям и перегородить двор. Чем не повод для социального конфликта?

Автомобилисты, в свою очередь, проявляют смекалку. Кто–то, заблокировав чужую машину, оставляет под лобовым стеклом записку с номером мобильника. Другие составляют график въезда–выезда. Но даже добрые намерения не помогают разрулить ситуацию. Машины запаркованы аккурат на люках, где находятся пожарные гидранты. Утром к контейнерам не могут подъехать мусоровозы. Неосмотрительные соседи блокируют чужие авто. Что делать? Приходится вызывать Госавтоинспекцию.

— В будни выезжаем по таким пустякам по 3 — 4 раза в день, — выходит из машины инспектор ДПС ГАИ Советского района Максим Мартыненко. — Пожалуй, самое сложное — разыскать владельца. Иногда найти концы невозможно. Вдруг машина продана по доверенности? Конечно, можно вызывать эвакуатор, но он проедет не в каждом дворике.

Впрочем, вина водителей в данной ситуации косвенная. Ведь, чтобы спрашивать, нужно создать возможности для цивилизованной парковки... Скажем, далеко не все торговые центры и гипермаркеты, которые появляются, как опята после осеннего дождя, позаботились об удобных парковках. К примеру, «Автозапчасти» на улице Некрасова пользуются большой популярностью, только поставить машину там негде: все места заняты. То же самое с офисными зданиями.

— Где припарковаться? Даже нам иногда сложно ответить на этот вопрос, — продолжает Мартыненко. — Известная проблема больших городов. Однако это не повод нарушать ПДД.

Стоять! Бояться!

А еще большое скопление иномарок провоцирует мелкие преступления. Проще всего в темном дворике вытащить из машины магнитолу, снять у нее «колпаки» и позаимствовать «дворники». Спросите, а как же сигнализация? Но плохо отрегулированные охранные системы срабатывают из–за легкого дуновения ветра. К этому давно привыкли. В одном из дворов, расположенных по улице Хоружей, сирена вопила без устали три дня. В ГАИ лишь разводили руками: вскрыть авто не имеем права без ведома владельца.

Словом, проблему с парковками нужно решать, и как можно быстрее. Это прекрасно понимают в Мингорисполкоме.

— Принято решение, что открытые стоянки больше строиться не будут, только многоуровневые паркинги, — рассказывает и.о. главного инженера УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Валентина Сецко. — К примеру, один паркинг на 500 мест проектируется около железнодорожного вокзала, второй на 300 мест построят около кинотеатра «Москва». А еще несколько разместятся в историческом центре города — уже предложено на выбор 12 мест. Сколько потребуется времени? Минимум до конца 2008 года.

Вдоль кольцевой в перспективе планируют возвести еще несколько многоуровневых стоянок. В новых жилых кварталах (например, в Масюковщине) на каждую квартиру будет предусмотрено одно машино–место и даже стоянки для гостей. Гораздо сложнее с паркингами в центре Минска, где земля и без того дорогая. А метро и система инженерных коммуникаций серьезно затрудняют строительство. Но и это решаемо, уверяют архитекторы.

Одновременно в этом году собираются реконструировать 302 минских двора, в большинстве из которых расширят парковочные места. Однако просто заасфальтировать весь двор — тоже не выход.

Богатые тоже платят

Хотя решений проблемы может быть несколько. К примеру, запретить строить в Минске многоэтажки без подземных автостоянок. Пока они предусмотрены только в домах повышенной комфортности, рассказали мне в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. Строительство дополнительного подземного этажа ведет к удорожанию проекта и напрямую отражается на стоимости. А купить место для своей «ласточки» за 10 — 12 тысяч долларов могут позволить себе немногие.

Во дворах можно построить экономичные в эксплуатации конструкции. Внешне они напоминают огромный железный гараж, в который может вместиться от 50 до 100 машин. Из удобств — электричество и система пожаротушения. Дешево и сердито!

Тем временем в Москве, кажется, уже исчерпали все способы. С 1 января 2007 года за стоянку в собственном дворе в первопрестольной придется платить. Заглушил мотор — будь готов раскошелиться! Неужели и мы придем к такому? Пока же минские водители каждый вечер решают ребус — как припарковаться, чтобы никому не помешать. Увы, сделать это с каждым днем все сложнее.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter