Место для главного

Знатоки утверждают, что первые три дня после смерти можно будет путешествовать — лети, куда душе угодно! Мечтали вы, скажем, побывать в Париже, но не довелось, можете смело планировать на смерть, чтобы не отвлекаться от прижизненных забот.

Хотя покойный Платон не был столь оптимистичен. Он полагал, что, чем сильнее душа привязывается к телу, тем больше она прибавляет в весе, тяжелеет, становится неповоротливой, и тут уже не до душевных полетов. От общения с плотью дух оплотняется, дебелеет и, выбравшись со смертью из тела, не то что летает, но и двигается с трудом, и вынужден бродить угрюмо среди могил и надгробий (Федон 81d-e).

Поневоле задумаешься: каким призраком стану я? Оказывается, даже в очень стройном теле может обитать дух с целлюлитом, а в благодушном толстячке — душа с повышенной летучестью. Из одного тела душа легко метнется в небеса, из другого — вывалится с глухим грохотом, как мешок картошки. Полнеют души не только от пристрастия к телесным удовольствиям. Не пироги и ватрушки повинны в избыточном весе! Видимо, так устроен человек, что тело иногда принимает на себя избыток того, чем переполнена душа.

Однажды врач спросил пациентку: «Чем вы наполнены?» Девушка неожиданно для себя ответила: «Обидой и злостью!» Ответ, над которым задумаешься. И мысль поведет в предельную глубину личной истории, куда и самому забираться страшно, и нужен опытный и деликатный проводник, который бы помог облегчить душу. А что бы ответил я? Чем я наполнен?

С недавнего времени я практикую одно необычное, но крайне полезное духовное упражнение: сажусь в кресло и сижу, просто сижу. Если вечер, даже не включаю свет. Не читаю книг, не слушаю музыку, не перебираю четки, не думаю о планах, не размышляю — просто сижу-посиживаю в тишине и мраке. Все оттого, что я тоже наполнен и даже переполнен. Нет, не обидой и злостью, для этого я слишком ленив. Впечатлениями — вот чем забита моя душа, вот от чего полнеет мой перекормленный призрак.

Мне кажется, что христиане XXI столетия столкнулись с духовной проблемой, о которой не подозревали подвижники прошлого. Святому Арсению мешал молиться шум тростника, преподобный Антоний не выносил мелькания лиц, оптинские старцы советовали не увлекаться журналами и газетами. Но я пришел в мир, в котором были цветные фильмы, телевидение, а потом появились интернет и мобильные телефоны. И это очень хороший мир, лучшее время для меня, которое идеально мне подходит, и все наши технические достижения мне по душе. Или лучше об этом спросить саму душу?

Мы и жертвы, и палачи. Мы добровольно самоубиваемся. Душе и уму нужна пища, но «усилители вкуса и запаха» сбили все природные настройки. От избытка этой пищи душа не просто пухнет, она стареет. Возможно, с этим в том числе связаны пассивность и преждевременная усталость молодых и крепких людей, которые от избытка впечатлений теряют саму возможность желать.

Избыток информации, особенно зрительной, как мне кажется, что-то сильно изменил в человеке. Возможно, пройдут годы, и ученые обнаружат необратимость некоторых процессов и, наконец, расскажут, что это было. Но я просто священник, и для меня важно понять, как возможны молитва и богомыслие при таких эмоциональных нагрузках и информационной избыточности?

Рождественский пост — время духовных упражнений, время задавать вопросы. Кто такой Христос? Кто Он для меня? Кто я Ему? Эти вопросы могут прозвучать только в самой глубине молитвы и тишины, а бывает ли со мной такое — чтобы я оказался в тишине безмолвной молитвы? Какие могут быть молитва и тишина, если моя душа так перекормлена впечатлениями, что в нее уже ничего просто не помещается? Вы ищете место для Бога, а его нет даже для самого близкого человека — все наглухо забито безразмерными сюжетами и образами, избыточно яркими и почти невозможными для усвоения.

Даже если вы позволяете себе такие мгновения созерцания, впечатления, накопленные за день, за неделю, за жизнь — жадно собранные и неусвоенные, — снова всплывают в памяти. И, похоже, зрительные образы вообще никогда не забываются. А это значит, что однажды придется взять на себя контроль за этим потоком «жирной пищи» и научиться убегать не только от обиды, злобы и зависти, но и от, казалось бы, безобидных вещей: фильмов, пестрых картинок, выпусков новостей. Не отказаться, а стать разборчивым и привередливым.

Разумные люди следят за тем, чем они кормят свое тело. Пища должна быть здоровой и достаточной. Годы наблюдений подсказывают, что есть продукты, которые категорически нельзя именно мне, хотя они совершенно безвредны для другого человека. В области эмоций и впечатлений все обстоит подобным образом. Душа тоже нуждается в персональной диете. Какой? На это ответить может только сам человек, если он достаточно честен и внимателен. И без этой диеты нам уже не обойтись. Ищешь Христа — освободи для Него место!

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter