Как проект «Малые города» помог развить предпринимательство в глубинке

Место быстрых свиданий изменить нельзя

В каждом районе есть возможности для развития предпринимательства. Нужно только научиться их увидеть...

В феврале 2017 года стартовал совместный проект ПРООН в Беларуси и Министерства экономики «Малые города» с общим бюджетом в 1,2 миллиона долларов. Его главная цель — содействие эффективной занятости и самозанятости людей в небольших городах Могилевской и Витебской областей через стимулирование инициативы в сфере малого и среднего бизнеса. За три года работы создано 6 центров поддержки предпринимательства (в Барани, Глубоком, Горках, Мстиславле, Чаусах и Кричеве), каждый месяц проводились обучающие тренинги и семинары, образовательные поездки в Российскую Федерацию. В апреле срок действия проекта заканчивается. Мы встретились с его менеджером Мариной КАЛИНОВСКОЙ и узнали, все ли задуманное удалось воплотить в жизнь. 

— Марина, одна из главных целей проекта — увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса на Витебщине и Могилевщине. Получилось?

— Думаю, да. Сегодня мы можем точно сказать, что благодаря работе центров поддержки предпринимательства зарегистрировались 18 индивидуальных предпринимателей, 11 новых организаций и 29 человек как самозанятые: это ремесленники, владельцы личных подсобных хозяйств и агроусадеб. Также создано пять новых рабочих мест. Но это только те данные, которые мы можем отследить, ведь не все клиенты центров, получившие консультацию или прошедшие обучение, остаются на связи или создают свое дело именно в этих регионах. Если говорить о конкретных примерах, то в Чаусах молодая девушка открыла свой косметический кабинет, к слову первый в городе. Примечательно, что человек, отучившись в колледже и немного проработав в местной больнице, с ходу решился на бизнес. Там же еще одна девушка открыла детский центр развития. В Барани женщина после выхода на пенсию решила заняться выращиванием овощей и зарегистрировалась как самозанятая. Насколько мне известно, все те, кого я назвала, работают, и достаточно успешно.

— Что еще смогли привнести в регионы центры поддержки предпринимательства?

— Понимание того, на чем нужно делать акцент при открытии своего дела. Например, в Мстиславле активно занялись развитием туризма, учитывая культурно-историческое богатство этих мест. Совместно с представителями рай­исполкома, сотрудниками Дома ремесел и музея, а также местными предпринимателями разработали туристические маршруты через достопримечательности района, в которые включили ремесленников, пчеловодов и тех, кто может организовать развлечения для гостей. Специально под эти цели проводили презентации для российских компаний, которые привозят туристов в Беларусь, чтобы привлечь сюда больше людей. А в начале этого года в Мстиславле провели школу агроэкотуризма для тех, кто хочет создать агроусадьбу или оказывать услуги питания туристам. К слову, успешные примеры в этом направлении уже есть: благодаря проекту оснастили специализированным оборудованием для изготовления пицц усадьбу «Духмяны сад». Если говорить о других центрах, то в Барани сделали акцент на развитии личных подсобных хозяйств, так как там хватает желающих заниматься выращиванием овощей. Центр в Горках больше ориентирован на молодежь, это полноценная площадка для проведения стартап-школ, переговоров между предпринимателями и инвесторами, получения необходимой консультации. Надеюсь, наши центры продолжат работу над новыми проектами. 

— Местные власти поддерживают?

— Когда мы проводили семинары, к нам всегда приходили работники рай­исполкомов. Это способствовало диалогу и взаимопониманию. Предприниматели стали лучше вникать в те или иные решения представителей власти, а те в свою очередь подробно знакомились с ситуацией в частном бизнесе. Есть один хороший пример. В Чаусах у предпринимателей возникли споры с райисполкомом по поводу аренды. Так вот, люди пришли в наш центр, где их выслушали и предложили конкретные варианты для решения проблемы. С ними они пошли в исполком и спокойно обо всем договорились. То есть стороны начинают общаться друг с другом, учатся находить компромиссы. 

— Какие ожидания были перед стартом проекта? 

— Мы надеялись, что наши курсы и центры будут востребованы. Однако понимали, что могут быть предубеждения или общее недоверие к бесплатным семинарам и конкурсам бизнес-идей. Мол, чему они там могут научить? Но когда прошли первые тренинги, заработало сарафанное радио, люди заинтересовались и стали постоянно спрашивать: «Когда вы еще к нам приедете?» 


— Появление осенью прошлого года бизнес-школы для женщин «Я сама» стало результатом повышенного спроса?

— Отчасти. Мы предложили компании Visa поработать в направлении поддержки женского предпринимательства, так как для Беларуси это актуальная тема. В стране есть некоторые невидимые или неосознаваемые барьеры для начала своего бизнеса, хотя законодательство для всех равное. Мы провели анкетирование и выяснили, что женщинам гораздо чаще, чем мужчинам, открыть свое дело мешают страх и неуверенность в себе. Представительницы прекрасного пола часто задумываются: «А смогу ли быть одновременно успешной бизнесвумен, хорошей женой и заботливой мамой?» В итоге многие не рискуют попробовать себя в предпринимательстве. Есть и еще одна причина: поведенческие модели в семье (отец — добытчик, мать следит за домашним очагом). Когда мы занялись изучением этого вопроса, то наткнулись на одну очень интересную статистику. По данным Белстата, за десятилетие, с 2006 по 2016 год, средняя зарплата женщины составляла около 72—78 процентов от зарплаты мужчины. Откуда берется эта разница? Точного ответа пока мы не знаем. Возможно, женщины изначально выбирают менее оплачиваемые отрасли, так как еще в детстве создается стереотип, что все врачи и учителя — это девочки, а мальчики — инженеры и строители. Мы решили развеять эти мифы, тем более что на наших тренингах было много женщин, которые и хотели бы заняться бизнесом, но не могли осмелиться. 

На первом семинаре в Минске собралось 100 участниц, причем приехали из всех регионов Беларуси. В качестве экспертов пригласили уже действующих женщин-предпринимателей. Это и владелица фирмы с 25-летним стажем, и девушки, которые только открыли свой бизнес. То есть привели наглядные примеры успешных людей, которые, отталкиваясь от собственного опыта, рассказывали, с какими трудностями сталкивались, как их преодолевали, какие у них отношения в семье. Давали и профессиональную, и моральную поддержку, с помощью которой можно побороть страх. 

— И как результат?

— Даже превзошел ожидания. Например, в Горках девушка пришла на тренинги просто послушать спикеров. Какого-то бизнес-плана у нее не было. Во время обсуждения идей она предложила создать в Горках место для быстрых свиданий, где молодежь могла бы познакомиться (учитывая, что в городе много студентов). Она думала, что ее раскритикуют, но тренерам все понравилось, а сотрудники бизнес-инкубатора, где проходила школа, предложили свою помощь, и они вместе в преддверии 14 февраля провели в Горках быстрые свидания. Помимо этого, на занятиях инициативные девушки знакомятся друг с другом и обмениваются идеями и опытом. Знаю, что в Полоцке планируют создать женский клуб и каждый месяц проводить встречи. 

4 марта у нас пройдет образовательный интенсив «Я Сама Фест», куда мы пригласили всех участниц пяти бизнес-школ, плюс открыта регистрация, так что ограничений по участию нет. После этого, по предварительной информации, компания Visa планирует провести конкурс бизнес-идей с предоставлением денежных призов для развития идеи. 

banny@sb.by

Фото предоставлены проектом «Малые города».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter