Местные виды топлива — энергетический клондайк

За прошедшую пятилетку фактическое снижение энергоемкости составило 25,3 % при темпах роста ВВП на 42,5 % и валового потребления топливно-энергетических ресурсов на 6,5 %

Значительное снижение энергоемкости ВВП было одним из важнейших прогнозных параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. В итоге фактическое снижение энергоемкости составило 25,3 % при темпах роста ВВП на 42,5 % и валового потребления топливно-энергетических ресурсов на 6,5 %. Благодаря чему удалось добиться столь значительной экономии? Вот что рассказал корреспонденту «Р» Николаю Федорчуку первый заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь Леонид ШЕНЕЦ. 

— За столь весомыми обобщающими показателями стоит реальная каждодневная работа правительства и всей «вертикали» власти, директорского корпуса? 

— С установленным Советом Министров республики заданием по энергосбережению справились все регионы страны. Выполнение отраслевых и региональных программ по энергосбережению позволило сэкономить за год 952 тыс. тонн условного топлива, установлено 8739 приборов учета тепловой энергии, 5647 систем регулирования потребления тепловой энергии, внедрено 745 водонагревательных установок и 528 котлов на местных видах топлива. 

Новое оборудование внедрено на Витебской ТЭЦ, Березовской ГРЭС, в ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», РУПП «Витязь», РУП «140 ремонтный завод», ОАО «Мозырьсоль» и на других объектах. В частности, реконструкция энергоблока на Березовской ГРЭС с установкой двух газовых турбин по 25 000 кВт за счет реализации парогазового цикла позволила увеличить мощность паровой турбины на 15 000 кВт. 

Введенная в декабре 2005 года в Борисове Минской области в РУП «140 ремонтный завод» газопоршневая установка – первый отечественный агрегат мощностью 200 кВт, изготовленный борисовским предприятием на базе двигателя ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Россия, Екатеринбург). Ее технико-экономические показатели достаточно высоки: себестоимость электроэнергии составляет 1,79 цента за киловатт-час, тепловой энергии — 8,16 доллара за 1 Гкал. В целом же экономический эффект с учетом затрат составит около 210 млн. рублей в год, при том что стоимость самого оборудования составляет 258 млн. рублей. 

Один из приоритетов энергосбережения — оснащение котельных электрогенерирующим оборудованием, что позволяет увеличить производство электроэнергии с удельным расходом топлива 160—170 г усл. т./кВт-ч. При этом в энергетическом балансе республики неуклонно сокращается доля электроэнергии, выработанной на электростанциях (Лукомльская, Березовская ГРЭС), где удельный расход топлива составляет 320—370 г усл. т./кВт-ч. 

Реализация этого важнейшего для белорусской энергетики направления будет осуществляться в рамках Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах. 

— Энергетическая безопасность страны подразумевает прежде всего максимальную обеспеченность собственными энергоресурсами для производства энергии. Что сделано в этом направлении?

— В 2005 году местные виды энергоресурсов составили 17 % от общего потребления котельно-печного топлива, или 4,6 млн. т у. т., из которых около 1,6 млн. т у. т. — дрова и древесные отходы. И если в прошлом году планировалось увеличить использование местных видов топлива на 336,2 тыс. т у. т., то реальный прирост составил 413 тыс. тонн. 

Основные пути увеличения использования древесной биомассы в качестве топлива – это сооружение мини-ТЭЦ, перевод крупных котельных на сжигание древесных отходов, установка новых котлов, работающих на местных видах топлива (МВТ). 

Всего в 2005 году по республике внедрено 618 котлоагрегатов, работающих на МВТ, суммарной мощностью 401,5 МВт, в том числе 447 котлов установлено в организациях жилищно-коммунального хозяйства. На 2006 год запланирован ввод Осиповичской, Верхнедвинской, Вилейской мини-ТЭЦ, Пинской ТЭЦ, Белорусской ГРЭС, мини-ТЭЦ в ОАО «Мосто-древ», на Светлогорском целлюлозно-картонном комбинате, в Петриковском ЖКХ и на других объектах. На полное или частичное использование МВТ перейдут в нынешнем году и около 90 котельных, принадлежащих организациям жилищно-коммунального хозяйства. 

Кроме политической и экологической (дрова в сравнении с мазутом, углем, печным топливом значительно экологичнее), неоспорима и экономическая целесообразность использования местных видов топлива. Во-первых, собственные ресурсы республики, а значит, на их стоимость не влияет конъюнктура мировых цен. Во-вторых, сравнительный анализ стоимости 1 Гкал, полученной на газовой котельной (или работающей на мазуте) и котельной на МВТ при минимальном транспортном «плече», однозначно свидетельствует в пользу древесного топлива. Так, например, стоимость 1 Гкал, отпущенной ЖКХ Глубокского района Витебской области, составляла 237 тыс. рублей, а стоимость 1 Гкал котельной районного отдела образования, работающей на МВТ, — 74,075 тыс. То есть дешевле в 3,2 раза! 

В январе нынешнего года в Гомельской области на Речицком гидролизном заводе введен в эксплуатацию котел, работающий на отходах гидролизного производства. Кроме экологического, не менее весом и экономический эффект внедрения — около 15 тыс. т у. т., что позволит заместить 17 млн. куб. м импортируемого газа. 

— В выступлении на III Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко отмечал: «У нас на единицу продукции расходуется ресурсов в два раза больше, чем в экономически развитых государствах». Как исправить положение? 

— Для решения задач, поставленных III Всебелорусским народным собранием, необходимо активнее наращивать технологическое перевооружение национальной экономики, разработать и принять закон об использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, усовершенствовать нормативную правовую базу в производстве и использовании местных видов топлива. Среди организационных приоритетов — развитие новых рыночных механизмов финансирования энергосбережения, совершенствование государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений, сертификация продукции по энергоемкости и энергопотреблению. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter