«Местная власть ходит по деньгам, но ленится их поднять»

ВОПРОСЫ собственности, имущественных и земельных отношений сегодня интересуют практически каждого. Как выбрать и правильно оформить земельный участок, как защищены законные права тех, чьи дома сносятся, как закрыть последние лазейки для спекуляции землей? На эти и другие вопросы отвечает председатель Государственного комитета по имуществу Георгий КУЗНЕЦОВ.

Председатель Государственного комитета по имуществу Георгий КУЗНЕЦОВ — о стоимости земли, ее продаже и желании пополнять бюджет.

ВОПРОСЫ собственности, имущественных и земельных отношений сегодня интересуют практически каждого. Как выбрать и правильно оформить земельный участок, как защищены законные права тех, чьи дома сносятся, как закрыть последние лазейки для спекуляции землей? На эти и другие вопросы отвечает председатель Государственного комитета по имуществу Георгий КУЗНЕЦОВ.

— Георгий Иванович, в последнее время нередко возникают споры при сносе строений. Скажем, человеку предлагают взамен старого дома квартиру в многоэтажке, а он говорит, что не хочет. Как быть в такой ситуации?

— При   сносе    собственности, т. е. дома, различных строений и других объектов на участке, определяются убытки землепользователя, проводится рыночная оценка стоимости всего там находящегося. А далее уже гражданин вправе выбирать, получать ему квартиру, переносить этот дом в другое место или строить новый за полученные деньги. Более того, в спорных вопросах закон всегда на стороне этого человека. Допустим, гражданин решил взамен сносимого дома взять квартиру. Если ее стоимость выше стоимости дома и всех объектов на участке, то он не возмещает ничего. Но если его недвижимость больше стоимости нового жилья, то разница ему доплачивается.

— Всегда ли люди довольны уровнем оценки их сносимого имущества?

— Конечно нет. Находятся граждане, которые считают, что их имущество стоит дороже, чем оценено.  Споры в таких ситуациях решаются через суд. К сожалению, не все наши люди привыкли к такому подходу. Некоторые считают, что достаточно пожаловаться куда-то, и сразу сумму убытков прибавят. Иногда и нашему комитету приходится разбираться с такими обращениями. Создаем специальные комиссии из оценщиков. Но хочу заметить, что ни комиссии, ни я лично не можем отменить решения конкретных оценщиков. Это вправе сделать только суд.

— В нашей стране принято немало решений на государственном уровне, чтобы исключить спекуляцию землей. На ваш взгляд, все ли там учтено, нет  ли каких-то лазеек?

— К сожалению, они появились. Сегодня закон не позволяет продавать без строения участок, даже если он выкуплен в собственность по кадастровой стоимости. Можно продавать пустым только  участок, который приобретен на аукционе. Но люди начинают хитрить. Двое граждан договариваются, чтобы один строил на участке второго дом, а когда строение будет готово или законсервировано, оформил сделку купли-продажи. Но уже были случаи, когда фактический собственник умирал, и наследники не могли завладеть  домом, так как он находился на участке другого человека и формально принадлежал последнему. Есть еще одна лазейка. Люди кладут несколько блоков фундамента и якобы консервируют стройку, регистрируя как объект незавершенного строительства, а затем продают. Конечно же, это делается с целью получить доход от земли. Чтобы избежать в дальнейшем такой спекуляции, мы сейчас готовим проект указа главы государства. Там хотим установить норму, согласно которой консервировать можно только здания, которые имеют стены, крышу, окна и там нет лишь отделки. Чтобы оно было готово процентов на 70. Думаю, к сентябрю эта проблема решится.

Землю разрешено продавать по цене не ниже кадастровой стоимости. И на аукционах можно таким образом зарабатывать деньги для  местных бюджетов. Но, к сожалению, нередко городским и районным руководителям  проще брать дотацию из республиканского бюджета, чем зарабатывать для своего.

— И в продолжение земельного вопроса. Прошло уже 16 лет со времени референдума, на котором большинство народа проголосовало против свободной продажи земли. Но время идет, меняются взгляды людей, настроения в обществе. Не настала ли пора снова вернуться к этому вопросу. Проводится ли мониторинг общественного мнения по отношению к земле?

— Сегодня 92 процента всех земель находится в собственности государства. Я думаю, что пришло время, когда надо этот вопрос пересмотреть. Конечно, не бросаться в другую крайность, но применить определенную гибкость. Да, у некоторых чиновников есть боязнь передавать землю в частные руки. Но ведь еще с 1998 года законодательство позволяет продавать землю в собственность белорусским юридическим лицам. Однако на сегодняшний день лишь 18 из них имеют в собственности земельные участки. На днях мне звонил председатель одного из горисполкомов, и я его спросил, почему он не выставляет на аукцион земельные участки в собственность, а лишь продает право аренды. Он ответил, что вроде и не против, но местный землеустроитель говорит, мол, закон этого не позволяет. Тогда уже я говорю, дайте мне побеседовать с этим землеустроителем, и напоминаю ему, что землю разрешено продавать по цене не ниже кадастровой стоимости. И на аукционах можно таким образом зарабатывать деньги для  местных бюджетов. Но, к сожалению, нередко городским и районным руководителям  проще брать дотацию из республиканского бюджета, чем зарабатывать для своего. Поэтому я нередко говорю, что местные власти ходят по деньгам, но ленятся их поднять.

Когда мы рассматривали этот вопрос на заседании Правительства, то некоторые руководители районов и областей заявляли, что у них высокая кадастровая оценка земли. Но никто при этом ее на аукцион не выставлял, т. е. не пробовал искать покупателей, а лишь рассуждал теоретически.

Недавно мы проанализировали эту ситуацию в сравнении с соседними странами. И выходит, что у нас земля дешевле. Например, в Витебске она стоит меньше, чем в Смоленске. В Минске дешевле, чем в Киеве и Вильнюсе.

На будущее, чтобы заинтересовать юридические лица выкупать землю, на которой находятся их строения, мы готовим предложение в указ Президента, чтобы предусмотреть какие-то льготы. Например, рассрочку платежей. Далее. Предлагаем, чтобы тем, кто выкупает землю, на какое-то время снижался земельный налог. И еще. Если ты выкупил право аренды участка, а потом решил приобрести его в собственность, то мы предлагаем, чтобы при этом отминусовывалась сумма, уплаченная за право аренды. Словом, хотим всяческими мерами заинтересовать покупателей земли.

— Доводилось слышать, что при продаже объектов недвижимости порой возникает немало сложностей. В чем они проявляются?

— Главная проблема здесь состоит в оценке стоимости объектов. А точнее, их переоценке и,  главное, методе,  которым  ее  проводят.  Она может  быть  двух  видов: прямой или индексной. Последняя очень проста. Минстройархитектуры и  Белстат дают коэффициент, и любой бухгалтер легко все пересчитывает. Проведение прямой оценки  требует  создания комиссии или же  приглашения  оценщиков, чтобы установить реальную стоимость объекта. В результате предприятия пользуются в основном индексным методом, и загоняют стоимость часто очень старых, чуть ли не полуразваленных объектов до такой величины, что инвесторы не хотят их брать. Поэтому мы предлагаем проводить прямую переоценку объектов, которые предусматриваются к продаже, и реализовывать их по фактической стоимости.

— Вы ведете прием по личным вопросам, нередко люди обращаются с письмами. Какие чаще всего проблемы их волнуют?

— В основном они касаются споров по границам земельных участков, причем как в городе, так и на селе. Я не раз анализировал ситуацию и пришел к выводу, что дело здесь не в границах участков, а  в культуре взаимоотношений, точнее, в ее отсутствии.

Вторая проблема — это регистрация объектов недвижимости. Нередко люди делают самовольные пристройки, а затем хотят их оформить, при этом нарушая закон. Скажем, построил человек баню на берегу реки, а это делать в водоохранной зоне нельзя. Ему отказывают в регистрации. Человек не хочет с этим мириться и начинает жаловаться высшему начальству, хотя сам нарушил закон.

Нередко люди обращаются по вопросу стоимости жилья при приватизации. Особенно это касается домов в сельскохозяйственных предприятиях. Там многое зависит от руководителя, и нередки случаи, когда одинаковое жилье разным людям продается по разным ценам. И здесь свое слово должна сказать местная власть.

Пишут нам не только  жалобы, но и благодарности. Причем  направляют  их даже  в Совет Министров. Например, жительница Минска Кульбицкая обратилась в комитет в связи с тем, что была не согласна с расчетом кадастровой стоимости участка. Мы рассмотрели ее обращение. И установили, что на участке есть шахтный колодец. В связи с этим нет необходимости обязательно подключаться к системе централизованного водоснабжения, а возможность это сделать не должна влиять на цену участка. Как и наличие асфальтированного подъезда. В результате стоимость участка для женщины снизилась на 1,2 миллиона рублей, что для пенсионерки является не такой уж и маленькой суммой. Поэтому она и поблагодарила работников комитета за оказанную ей помощь.

Или вот еще  один  недавний  случай. В  апреле к нам обратился гражданин  Лосицкий, предприниматель из Пинска. С 1999 года он арендовал помещение под парикмахерскую,  захотел его выкупить, а ему не продавали. Могу  сказать,  что в  том  же  месяце  соответствующей комиссией  Пинского  горисполкома  вынесено  решение о  возможности произвести  отчуждение предпринимателю изолированного  помещения  на  безвозмездной  основе без  проведения  аукциона  или  конкурса.

— Скажите, пожалуйста, если кто-то хочет приобрести участок земли, как ему узнать, где она стоит дешевле, а где дороже?

— Это очень просто. На сайте комитета www.gki.gov.by есть карта, где отображена поучастковая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и кадастровая оценка земель населенных пунктов в денежном выражении. В зависимости от развития инфраструктуры, близости к городам и, в частности, к столице установлена их стоимость. Поэтому человек может выбрать тот участок, который ему подходит.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter