Места знать надо!

Загадки неистоптанных маршрутов
Загадки неистоптанных маршрутов

Много лет живу с твердым убеждением, что прекраснее моей страны в мире нет. И мягкий климат, и прекрасная природа, и огромнейшее количество памятников старины ежегодно настраивают меня на то, чтобы отдыхать летом именно здесь, в Беларуси.

Агитирую родственников–россиян:

— Приезжайте, посмотрите!

В Беларуси, впрочем, они бывали не раз и проехали уже по всем известным туристам маршрутам: Хатынь, Курган Славы, Брестская крепость, Мирский замок, Дудутки, Несвиж... Поэтому нынче, готовясь к их приезду, я решила удивить гостей белорусскими храмами, святынями и памятниками древнего зодчества. Набираю телефонный номер одной из брестских турфирм:

— Предлагаете ли вы маршрут в Жировичский монастырь?

— Да, конечно! Наберите группу — 48 человек...

В следующей фирме просят собрать группу чуть поменьше — 45 человек. И все же для меня это неприемлемо. Не стоять же в родных Барановичах на перекрестке, зазывая народ: «А не хочет ли кто–нибудь проехаться в сторону Жировичей?»

Хотя Жировичи находятся в Слонимском районе Гродненской области. Может быть, мне повезет больше в гродненских турфирмах?

— Вы хотите индивидуальную экскурсию? — сразу спрашивают меня. — Зачем вам это? Дорого. Давайте мы сделаем вам поездку по гродненским храмам.

— Нет, я хочу в Жировичи, — упираюсь я. И слышу ставшее привычным:

— Соберите группу — 40 человек...

Как известно, надежда умирает последней, поэтому упрямо накручиваю номера минских туристических агентств. Практически сразу нахожу тех, кто готов предложить мне такую поездку, и не только в монастырь. Можно посетить и Сынковичи, расположенные неподалеку и славящиеся одним из древнейших в Беларуси храмов начала XVI века. Но... только когда соберется группа. В индивидуальном же порядке это обойдется мне как минимум в 200 тысяч рублей (40 у.е. — дорога, столько же — услуги экскурсовода плюс деньги на питание). Удовольствие, согласитесь, дороговатое, ведь речь идет всего лишь об однодневной поездке!

Названий же таких мест, как Почапово, Железница, Бездеж, Большая Своротва (Брестская область) в турфирмах просто не слышали, как не слышали и о восстанавливаемой Почаповской церкви, построенной еще в XVIII веке, и о руинах уникальной треугольной Троицкой церкви в Своротве, о католической каплице и сыроварне, сохранившихся в Железнице.

И все же у туриста, поставившего своей целью увидеть, например, архитектурный ансамбль в Жировичах, все получится, если он доберется до Барановичей или Слонима. Отсюда к монастырю регулярно ходят автобусы. И услуги экскурсовода такому человеку, скорее всего, не понадобятся: в монастыре любого посетителя встретят доброжелательно, женщинам предложат перед посещением обители надеть платок и юбку — их выдадут бесплатно прямо у входа. И проведут интересующихся — будь это паломники или светские посетители — с мини–экскурсией по храмам. В Свято–Успенском соборе (1613 — 1650 годы) вы сможете увидеть икону Матери Божьей Жировичской, самую маленькую из чудотворных икон. Также сможете полюбоваться на Богоявленскую и Крестовоздвиженскую церкви.

«Достопримечательности Жировичской обители мы покажем любому человеку», — рассказал мне дьякон Георгий. А на мой вопрос о сложностях дороги ответил, что верующие люди относятся к этому спокойно, понимают. А что касается светских, то, конечно, было бы неплохо, если бы они могли добраться до Жировичей с комфортом, но... По–видимому, проблемами таких туристов должны заниматься светские власти и туристические фирмы, а не священнослужители.

А между тем разработка новых туристических маршрутов — дело не такое уж и сложное. Только с января 2006 года их надо будет сертифицировать, а значит, и оплатить какие–то суммы. Пока же таких затрат нет. Однако новый маршрут надо популяризировать, рекламировать, что требует некоторого вложения средств со стороны туристического агентства.

Жалко вот только, что подход к развитию местного, внутрибелорусского туризма у многих фирм — формальный. Легко эксплуатировать наезженные и разрекламированные маршруты, водить туристов по местам памятным, но уже хоженым–перехоженым. Найти же что–то новое в старом и позабытом, заинтересовать, преподнести это грамотно и оригинально — вот настоящий профессионализм вкупе с патриотизмом, которого порой так не хватает всем нам! И самое главное — привлечение туристов к посещению не известных широко памятников дает возможность эти святыни восстанавливать и реставрировать. Потому что истина проста — вслед за туристами к памятнику идут деньги.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter