Места знать надо!

Корреспондент «Р» нашел на карте Беларуси Монголию, Палестину, Кавказ, Байкал и Сахалин. Но, вообще говоря, эти названия деревень еще не самые интересные. Хотите узнать больше? Читайте далее...

Корреспондент «Р» нашел на карте Беларуси Монголию, Палестину, Кавказ, Байкал и Сахалин

Для этого я позаимствовал в Национальном кадастровом агентстве Беларуси список всех населенных пунктов, которые только есть в стране. Их оказалось, по данным на июнь 2007 года, ровно 24 006. Это города, деревни, поселки, хутора… 

Многими названиями никого не удивишь: например, в Беларуси есть 64 пункта Заболотье, 61 — Заречье, 60 — Залесье, 45 — Заполье, 32 — Заборье, 22 — Заозерье, 21 — Загорье и 16 — Запрудье. Но есть и такие, что просто диву даешься! 

Чтобы добраться, например, до Монголии, необязательно брать визу в посольстве. Есть такая деревня в Белицком сельсовете Сенненского района. Правда, в ней только два дома.  

— Говорят, у нас пески, плохая урожайность, поэтому так и деревню назвали, — рассказала 51-летняя местная жительница Нина Богодяж. — И я думаю: ну неужели другого имени не нашлось? Ведь смеются все, и мне стыдно. Приеду куда-нибудь, а вдогонку: вот, мол, монголка приехала… 

А в Гервятском сельсовете Островецкого района есть своя Палестина. И в отличие от исторической области в Западной Азии, живут здесь в основном католики и обходятся без конфликтов. 

— Есть две версии, почему так назвали деревню, — сообщила местная жительница Гелена Барановская. — Первая: к нам со всех деревень приходили за кленовыми листьями, на которых хлеб пекли, — «по листы», в общем. Мы сами так деревню и называем — Полистыня. И вторая: просто земля здесь хорошая, обетованная. 

В Новогрудском районе нахожу Бенинский сельсовет. И деревня, соответственно, Бенин.  

— Наши дети все знают, что есть такая же страна в Африке, — говорит завуч местной школы Валентина Дунай. — Когда в Новогрудке проходил конкурс «Голоса истории», они даже сценку подготовили, будто бы один темнокожий гражданин по ошибке вместо Африки к нам прилетел. Краской лицо красили, надевали тюрбан на голову… 

А вот и вовсе неожиданность — деревушка в Докудовском сельсовете Лидского района под названием Миссури. Телефона там не оказалось, звоню в соседние Микуличи. 

— Нас от Миссури только ручеек отделяет, — рассказала пенсионерка Нина Орехво. — Это маленькая деревушка, 3 хаты жилые осталось, в каждой по одному старику. Места здесь хорошие, даже дом отдыха до перестройки строить хотели. Но если честно, впервые от вас слышу, что есть такой штат и река в США. 

Найдутся в Беларуси также свое  Мали — в Островецком сельсовете одноименного района, Бали — в Домбровском Щучинского, Париж — в Козловщинском Поставского, Косово — в Бабиничском Витебского.  В Ворновском сельсовете Кормянского района есть свой Кавказ, в Кохановском Толочинского — Байкал, Сахалин — в Солигорском и Слуцком районах.  

А как вы насчет того, чтобы побывать на Марсе или Юпитере? Деревушки именно с такими названиями расположены бок о бок в Дзержинском сельсовете Дзержинского района. 

— 7 домов на Юпитере и 7 домов на Марсе, — рассказала жительница Юпитера Полина Казей. — Года 3—4 назад про нас журналисты писали активно, так нам это здорово помогло. До этого телефон был только у меня. А теперь их три: два на Юпитере и один на Марсе. И дорогу тогда хорошо чистили. 

Поселок Марс есть еще и в Страдубском сельсовете Лоевского района. Но на этом космическая тема не заканчивается: в Задорьевском сельсовете Логойского района на карте значится деревня Венера

— У дочери моих знакомых из-за этого названия чуть поступление в училище не сорвалось, — смеется секретарь сельсовета Светлана Кислая. — Ее трижды из кабинета выгоняли, думали, что шутит. Пока не догадались взглянуть в свидетельство о рождении. 

А еще в Беларуси можно встретить рядом деревушки, будто нарочно подобранные. Ну как получилось, что в Туловском сельсовете Зельвенского района оказались вместе Тулово, Шейки и Пузики? Прямо не деревни, а части тела. 

— Случайное совпадение, — уверяет жительница Тулово Тамара Броско. — Тулово — либо от белорусского слова «туляцца», либо от «туловище», либо от «тула», что по-литовски значит новое поселение. Пузики — оттого что жили люди с фамилиями Пузик и Пузак. Шейки — тоже по фамилии. 

Хорошо. Возьмем тогда Малечский сельсовет Березовского района. И смех и грех, но здесь недалеко друг от друга оказались деревни Бухали и Рыгали

— Это тоже случайность, а ударение в названиях падает на последний слог, — смеется жительница Рыгалей Лидия Макаревич. — Никто у нас не пьянствует, и самогонки мы не гоним. Да и кому тут дебоши устраивать — одни старики. Нашу деревню, например, назвали так потому, что здесь жил пан Рогаль. 

А в Сычковском сельсовете Бобруйского района рядышком — Виноградовка и Изюмово.  Опять случайно? Выясняется, да. 

— Изюмово — в честь Героя Советского Союза Николая Изюмова, который в 1944 году Бобруйщину освобождал, — пояснила директор районного краеведческого музея Людмила Осипова. — А до этого Изюмово называлось Дуричи. 

В Межанском сельсовете Браславского района рядом деревни Кишкелишки, Коленкишки и Коханишки, в Сырмежском Мядельского — Континенты и Митиненты, а в Крупицком Минского — Вильгельмово и Самуэлево. Но сколько я ни общался с местными жителями и историками, так и не смог выяснить происхождение этих названий.   

Единственными деревнями в Беларуси, название которых состоит из трех слов, стали Большой Старый Шклов и Малый Старый Шклов. Они находятся в Рыжковичском сельсовете Шкловского района.    

— На месте современного Большого Старого возник в 1535 году город Шклов, — пояснила библиотекарь Елена Темрук. — А Малый Старый возник в XIX веке. 

Интересно, что в Беларуси есть сразу два Рая. Первый — деревня в Немойтовском сельсовете Сенненского района, второй — хутор в Каменнологском Ошмянского. Любопытно, что в обоих Раях не живет ни одного Адама и ни одной Евы. 

— На хуторе уже никто не живет вообще: люди умерли, а наследники уехали, — рассказала секретарь сельсовета Светлана Жалудкевич. — Эдемского сада там нет, есть простой: яблони, груши, сливы, вишни… 

— И в нашем Раю скоро никого не останется, — добавила жительница деревни Анна Красновская. —  Раньше было 60 дворов, сейчас — 20—25. Кто умер, кто уехал. Сад тоже был хороший, панский, но исчез. 

Есть в Беларуси и две деревни, «посвященные» Госавтоинспекции. Это Гаи в Пашковском сельсовете Могилевской области и в Кохановичском Верхнедвинского. 

— У нас установлен памятник капитану батальона милиции Владимирову, который оборонял Могилев в 1944 году, — рассказал житель первой деревни Александр Котиков. 

На карте Пуховичского сельсовета Пуховичского района зафиксированы деревни Французская Гребля и Зафранцузская Гребля. Со спортом, правда, ничего общего деревни не имеют. 

— Гребля по-белорусски — это насыпная дорога, — объяснила замдиректора местной школы Инна Клещик. — Французская Гребля возникла в том месте, где в 1812 году шли войска Наполеона. А чуть далее потом логично появилась Зафранцузская. 

В 25 километрах от Шарковщины, в Германовичском сельсовете, находится деревня  Столица. Несмотря на название, до уровня Минска ей, конечно, далеко. 

— Вместо Национальной библиотеки у нас простая сельская, еще есть почта и магазин, — смеется местная пенсионерка Глафира Лагун. —  Но вообще-то раньше, по легенде, здесь жил князь. И озеро рядом, Княж называется. 

Два названия из разряда сказочных в Шкловском районе: Новые Чемоданы — в Городецком сельсовете, и Старые Чемоданы — в Фащевском. 

— Говорят, здесь раньше делали сундуки и большие сумки, — рассказала жительница Старых Чемоданов Нина Секацкая. — Сейчас-то у нас по улице с чемоданами никто не ходит. А раньше ездили с ними в город, в основном за ливеркой — для себя да для кота. У меня вот мой чемодан под кроватью стоит, храню там крышки для закатки, спицы для вязания, всякую дребедень… 

В Запольском сельсовете Белыничского района есть деревня Сковородка. Правда, в ней числится лишь один житель, да и тот только прописан, но не живет. 

— Говорят, деревню так назвали из-за особенностей ландшафта, — сообщил председатель сельсовета Евгений Радовский. — Поля там так ограничены лесом, что по форме похожи именно на сковородки. 

В Новопольском сельсовете Пуховичского района нашлась деревня Культура. Но в ней, как оказалось, нет писателей и художников, и вообще, кроме хат, никаких построек. 

- Недавно туда приезжали в гости из газеты «Культура» вместе с композитором Лученком, - рассказала председатель сельсовета Наталья Силивончик. – Но тоже так и не смогли выяснить, откуда такое название.

В Тельминском сельсовете Брестского района есть деревня Очки. И хоть ударение падает  на первый слог, проезжающим, конечно, легче ставить на втором. 

— У нас в деревне многие очками пользуются, — сообщила местная 87-летняя жительница  Анастасия Павлючук. — И я тоже, когда читаю. А читаю много: псалтырь, церковные журналы… 

Загадочная деревня Паре — в Ласицком сельсовете Пинского района. 

— Ничего общего со знаменитым хирургом Амбруазом Паре не имеем, — рассказала секретарь сельсовета Тамара Мишкович. — Зато есть легенда: когда-то шла группа людей, поссорилась и решила оставить здесь пару — мужчину и женщину. 

А замыкает список белорусских населенных пунктов деревня Яя. Это Браславский район, Друевский сельсовет. Жителей деревни, кстати, правильно называть не «яйцами» и не «яяйцами», как вначале подумал и я, а «яйские».

— Почему Яя? Говорят, здесь когда-то проезжала царица Екатерина, немка по происхождению. И вроде бы, увидев поселение, она сказала: «Ja, ja, gut, хорошая деревня». Но это, конечно, легенда, — рассказала секретарь сельсовета Лариса Корсак.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter