Мест хватит всем

Александр  Радьков: Проблема  с  нехваткой  мест  в  дошкольных  учреждениях  в  ближайшее  время  будет  решена

По  словам  министра  образования  Александра  Радькова,  проблема  с  нехваткой  мест  в  дошкольных  учреждениях  в  ближайшее  время  будет  решена

Сложно поспорить с тем, что детский сад на какое-то время становится  вторым домом фактически для каждого малыша, ведь здесь он проводит большую часть дня, а воспитатель – важным взрослым в его жизни. Именно воспитатель первый после родителей, родственников, кто отворяет перед ребенком дверь в большой мир и, конечно же, мир знаний. Во многом от того, какими были эти первые шаги, от качества дошкольного образования зависит будущее сначала школьника, студента, а затем и взрослого человека. Как решаются проблемы в сфере дошкольного образования? Каких успехов удалось достичь за минувший год? Об этом рассказал  министр образования Александр РАДЬКОВ.

— По данным на январь минувшего года, дошкольные учреждения республики посещали более 360 тысяч детей. Учитывая, что имеющиеся дошкольные учреждения были рассчитаны более чем на 450 тысяч  воспитанников, на первый взгляд, никаких проблем здесь не существовало. Но жалобы на нехватку мест в детских садах или, скорее, на нехватку мест близко к дому от жителей густонаселенных микрорайонов и микрорайонов-новостроек продолжали поступать.

Министерство не могло на это не отреагировать. И за счет  внедрения новых форм организации дошкольного образования, в числе которых организация семейных детских садов, детских садов на дому, процент охвата детей дошкольными учреждениями удалось увеличить. В рамках Государственной программы возрождения и развития села в 2008 году по республике было создано 405 таких групп. Семейные детские сады появились в д. Орешковичи Березинского района Минской области, д. Салтановке Могилевской области, в Белыничском районе Могилевской области.

— Насколько оперативно принимаются такие решения?

— Своевременное прогнозирование развития сети дошкольных учреждений позволяет определять количество мест, которое потребуется в том или ином районе города, деревне, и оперативно решать эти вопросы. Например, один из путей, которым мы пошли, – вывод из дошкольных учреждений первых классов. Таким образом, например, в Минске дополнительно открылись 54 детсадовские группы для более тысячи детей, в Могилевской области — 23 группы для более 300 детей. В столице также для 235 детей возобновили работу ранее закрытые 17 групп.

Помимо этого в эксплуатацию вводятся новые дошкольные учреждения. Только в минувшем году в Могилевском районе открылся детский сад на 40 мест, в Кобринском районе Брестской области в агрогородке Стригово — на 25 мест, в Бресте в микрорайоне Вулька-2 — на 260 мест, в Гомеле в микрорайоне № 16 — на 330 мест, в столице — три дошкольных учреждения почти на 600 мест.

— То есть можно с уверенностью сказать, что проблема нехватки мест постепенно будет снята?

— Да, ведь у нас большие планы по строительству новых дошкольных учреждений и в будущем. В частности, в поселке Лесной Минского района в скором времени появится учебно-педагогический комплекс детский сад — школа на 230 мест. Его строительство уже началось. Будут введены в строй детский сад в н.п. Милошевичи Лельчицкого района, учебно-педагогические комплексы детский сад — школа в Чечерском и Мозырском районах Гомельщины, в микрорайоне-новостройке Гродно — дошкольное учреждение на 190 мест.

Подготовлена проектно-сметная документация строительства дошкольного учреждения на 230 мест в Молодечно, яслей — детского сада на 230 мест в микрорайоне № 19 Гомеля, учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа в н.п. Хильчицы Житковичского района Гомельской области и т. д. Продолжается проектирование дошкольных учреждений в Логойске, Смолевичах, и п. Мачулищи Минского района. В 2009 году запланировано строительство дошкольного учреждения на 175 мест в микрорайоне-новостройке Брилево-1 Витебска с вводом в 2010 году, в районе Казимировка Могилева на 240 мест.

Советом Министров Беларуси принято постановление № 1193 от 19 августа 2008 года «Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009—2014 годы», которым предусмотренно строительство 73 новых дошкольных учреждений и выделение на это финансовых средств.

— Как обстоят дела с квалифицированными педагогическими кадрами?

— Этот вопрос — на постоянном контроле Министерства образования, облисполкомов и Минского горисполкома. И отмечу, что образовательный уровень педагогических кадров системы дошкольного образования постоянно повышается. Из общего числа педагогов, работающих сегодня в дошкольных учреждениях республики, высшее образование имеют более 46 % (в 2007 г. – около 45 %). Самые высокие показатели в Минске — 55,47 % (в 2007 г. – 54,9 %) и в Брестской области – 51,17 % (в 2007 г.– 51,2 %). С высшей категорией в дошкольных учреждениях работают 9,1 % педагогов (в 2007 г. – 7,5 %).

В 2008 году трудоустроено более 200 молодых специалистов в дошкольные учреждения Гомельщины, 41 – в Витебской области. Ведется целенаправленная работа по укомплектованию детских садов медицинскими кадрами.

— Сокращение трудового отпуска педагогическим работникам дошкольных учреждений до 30 календарных дней (при самой низкой заработной плате в отрасли) повлекло за собой отток квалифицированных кадров из системы дошкольного образования, особенно в областных городах. Какие меры предприняты?

— В целях социальной защиты работников дошкольных учреждений сессией Минского городского Совета депутатов 18 июня 2008 года педагогам дошкольных учреждений были установлены  доплаты в размере трех базовых величин, помощникам воспитателей – 1,5 базовой величины, которые выплачивались в течение календарного года.

А 26 января 2009 года Совет Министров принял постановление № 86 «О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования». Документом предусмотрено повышение тарифных окладов (ставок) на 5 процентов педагогическим работникам и помощникам воспитателей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием. Кроме того, за наличие квалификационной категории заведующим дошкольными учреждениями и их заместителям по основной деятельности предусмотрены надбавки: за вторую квалификационную категорию – в размере 15 процентов от тарифных окладов, за первую и высшую квалификационные категории — соответственно 20 и 30 процентов.

— Будет ли при этом, как и предполагалось, сокращен рабочий день воспитателя?

— В минувшем году проводилось исследование по определению продолжительности и структуры затрат рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений. По итогам подготовлен проект постановления Совета Министров о сокращении рабочего дня для этой категории работников сферы образования.

На снимке: занятия по физкультуре в дошкольном учреждении №57 Партизанского района Минска проводит физрук Людмила ОЛЕЙНИК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter