Источник: Знамя юности
Знамя юности

Премьера в Большом. «Знаменка» побывала на репетиции оперы «Сельская честь»

Месть – дело чести?

– Оксана, хватай его за ногу. А ты, Василий, оттолкни ее. Нет, не рукой. Нужно, чтобы это выглядело правдоподобно, – режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе требует от артистов, чтобы все было «как в жизни». – Хорошо, снимай рубашку и бросай ей под ноги. А ты подбирай и рви!

На сцене молодая крестьянка Сантуцца (Оксана Якушевич) и мать ее возлюбленного Лючия (Марина Аксенцова)

На сцене Большого театра оперы и балета кипят итальянские страсти. Идет репетиция оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». В зале все три состава. Один репетирует, остальные артисты внимательно ловят каждое слово Михаила Панджавидзе – где стать, когда заплакать, куда посмотреть. Произношение итальянских слов тоже должно быть идеальным. От мельчайших деталей зависит цельная картина восприятия зрителем спектакля.

Состав, который выйдет на премьере, уже известен. Но каждый артист должен быть готов в любой момент сыграть свою роль. В театре шутят: ничто так не стимулирует работу первого состава, как хороший второй. У поклонников оперного искусства на этот счет свое мнение: многие специально ходят на разные составы, получая возможность по-но­во­му взглянуть на знакомую постановку. Сравнить, выбрать «свое».

Миссия у исполнителей Большого театра чрезвычайно ответственная – за более чем вековую историю опера итальянского композитора по пьесе Джованни Верга много раз ставилась на самых знаменитых оперных сценах Европы. В американской Метрополитен-Опе­ре «Сельская честь» выдержала более 650 представлений.

– Девочки, много музыки, ищите, чем ее заполнить. Отлично! Замрите, учитесь делать паузу, дайте зрителю оценить вашу работу и по­аплодировать, – наставляет режиссер-постановщик.

На сцене молодая кресть­янка Сантуцца и мать ее воз­­­люб­ленного Лючия. Сантуцца страдает – ее ненаглядный Туридду по-прежнему любит Лолу. Страсти, сплошные любовные страсти.

Михаил Панджавидзе

После полутора часов работы режиссер объявляет перерыв. Пока артисты отдыхают, Михаил Панджавидзе признается, что в знаменитом итальянском сюжете его больше привлекает тема итальянской мафии:

– Это произведение помогает показать обычаи и нравы, которые царили в XIX веке на Сицилии. Стая травит одного, законы, часто кровавые и несправедливые, тем не менее соблюдаются. Из этих измен, склок, предательств, доносительств и выросла Коза Ностра.

Оксане Якушевич, она же Сантуцца, все же больше интересны переживания страстной итальянки, сгорающей от любви и ревности:

– Это любовный треугольник. Вы же видели, когда ко мне подходит Лола, мы, как кошки, готовы выцарапать друг другу глаза.

Оксана рассказывает, что, прежде чем представить зрителям собственное видение образа героини знаменитой оперы, внимательно изучила в интернете работы других певиц:

– Я посмотрела постановку в «Ла Скала». Послушала Фьоренцу Коссотто, Виолету Урмана, Джесси Норманн. Ловила каждый звук, пытаясь найти наиболее верный способ передать эмоции.


Для исполнительницы Кармен из одноименной оперы, Азучены из «Трубадура», Амнерис из «Аиды», Ульрики из «Бала-маскарада», где звучит меццо-сопрано и даже контральто, высокая партия Сантуццы оказалась непростой. Но тем интереснее получается работа над ней.

Перерыв закончился, репетиция продолжается…

Оценить совместное творчество певцов, режиссера, дирижера Виктора Плоскины, хормейстера Нины Ломанович, художника-постанов­щи­ка Александра Костюченко зрители смогут уже 30 апреля. Именно на этот день назначена премьера «Сельской чести».

О ЧЕМ ОПЕРА

Конец XIX века. Деревня на Сицилии. Пасхальное воскресенье. Крестьянская девушка Сантуцца переживает, что ее возлюбленный Туридду вновь стал при­ударять за Лолой. Он, прежде чем уйти в армию, обещал жениться на Лоле, но, когда вернулся, она была замужем за другим. Тогда он соблазняет Сантуццу, но сердцу не прикажешь. В отчаянии девушка рассказывает обо всем обманутому мужу Лолы возчику Альфио. Тот вызывает Туридду на дуэль и убивает.

uradova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter