О фильме Рустама Хамдамова "Мешок без дна"

Мешок сокровищ

В детстве бывало такое, что ищешь какое–нибудь разноцветное стеклышко от разбитого калейдоскопа или затерявшуюся бусинку и кажется, все обыскано–переискано, а заветную пропажу никак не находишь. А потом вдруг раз — и увидишь то таинственное мерцание где–нибудь в дальнем углу, и радости от долгожданной находки нет конца. Фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» и есть та самая обнаружившаяся пропажа, приводящая кого-то в недоумение и раздражение, а кому–то доставляющая несказанную радость. Это то самое сокровище, которое не сверкает, а мерцает своим тихим светом среди блестящей мишуры, что и свойственно настоящей драгоценности.

Кадр из фильма «Мешок без дна».
Еще в советские годы о нем ходили легенды: невероятный талант, эстет и визионер, потрясающий художник (его рисунки и живописные работы и сегодня находятся в Третьяковской галерее, в музеях и частных коллекциях по всему миру), кинорежиссер, каждый фильм которого с горестной судьбой и одновременно — редкая жемчужина в короне мирового кино. Его фильмы мало кто видел. Они практически не попадали в прокат. Негатив студенческой работы «В горах мое сердце» исчез, «Нечаянные радости» не завершен и утрачен, «Анна Карамазофф» до сих пор находится (и находится ли?) в закрытом сейфе ныне покойного французского продюсера Сержа Зильбермана. Его новый фильм могут ждать и встречать взрывом аплодисментов, а потом громко, негодуя, уходить. С ним за честь считали работать такие мэтры, как Антониони, Тонино Гуэрра. Прославленная кинозвезда Жанна Моро, только прочитав сценарий «Анны Карамазофф», сама приехала в Москву, чтобы с ним познакомиться и начать сниматься.

Его новый фильм «Мешок без дна» — это история того, как одна сказочница рассказывает своему господину сюжет о некоем царевиче, который ехал на вороном коне со своей молодой царевной, и как на них напал разбойник, и как погиб царевич, и что из этого следовало. Истории Хамдамова, как волшебные ларцы, упакованы одна в другую. Это и поучение о том, как у одного и того же события может быть несколько версий, каждая из которых правдоподобна; это и детектив, сказочный антураж которого не мешает поиску истины; это и особый сюжет пребывания рассказчицы (Светлана Немоляева) во дворце господина (Сергей Колтаков), которая еще и хочет отучить его от пагубного увлечения алкоголем после потери любимой жены.

Рустам Хамдамов как будто воссоздает свой ни на что не похожий романтический сон, где за стильной декоративностью угадываются его переживания, пристрастия, интересы. Он любит признаваться в любви к прошлому, искусству и красоте. Его мир — это как меланхолическая тишина мусатовских пейзажей, озорная ориенталистика Бакста, таинственная глубина шишкинских пейзажей. Это поликультурное пространство насыщено и перенасыщено цитатами, аллюзиями. Здесь и напоминание о Шахразаде, и о васнецовской царевне на сером волке, и о святом Себастьяне, сраженном стрелами, и о билибинском озере, которое обнажает меч, подобный артуровскому Экскалибуру. Режиссер как будто специально выбрал для постановки давно известный рассказ японца Рюноскэ Акутагавы «В чаще», чтобы, с одной стороны, напомнить о знаменитом фильме Акиры Куросавы «Расемон», а с другой — все действие перенести в другое время и в другое пространство, насытить совсем другим антуражем. Хамдамов, как никто, мастер этого антуража. Вся его «уходящая натура» не просто искусно подобрана вместе с антиквариатом, барочными украшениями и букетами из засохших цветов, но одухотворена и воспета им с небывалой любовью и нежностью. Он сам и есть собиратель сокровищ и хранитель древностей.

«Мешок без дна» — произведение ювелирное, не случайно его первоначальными названиями были «Рубины» и «Яхонты». Хотя кажется, что все драгоценные каменья в фильмах художника лишь отсвет переливов детского калейдоскопа.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter