
Его новый фильм «Мешок без дна» — это история того, как одна сказочница рассказывает своему господину сюжет о некоем царевиче, который ехал на вороном коне со своей молодой царевной, и как на них напал разбойник, и как погиб царевич, и что из этого следовало. Истории Хамдамова, как волшебные ларцы, упакованы одна в другую. Это и поучение о том, как у одного и того же события может быть несколько версий, каждая из которых правдоподобна; это и детектив, сказочный антураж которого не мешает поиску истины; это и особый сюжет пребывания рассказчицы (Светлана Немоляева) во дворце господина (Сергей Колтаков), которая еще и хочет отучить его от пагубного увлечения алкоголем после потери любимой жены.
Рустам Хамдамов как будто воссоздает свой ни на что не похожий романтический сон, где за стильной декоративностью угадываются его переживания, пристрастия, интересы. Он любит признаваться в любви к прошлому, искусству и красоте. Его мир — это как меланхолическая тишина мусатовских пейзажей, озорная ориенталистика Бакста, таинственная глубина шишкинских пейзажей. Это поликультурное пространство насыщено и перенасыщено цитатами, аллюзиями. Здесь и напоминание о Шахразаде, и о васнецовской царевне на сером волке, и о святом Себастьяне, сраженном стрелами, и о билибинском озере, которое обнажает меч, подобный артуровскому Экскалибуру. Режиссер как будто специально выбрал для постановки давно известный рассказ японца Рюноскэ Акутагавы «В чаще», чтобы, с одной стороны, напомнить о знаменитом фильме Акиры Куросавы «Расемон», а с другой — все действие перенести в другое время и в другое пространство, насытить совсем другим антуражем. Хамдамов, как никто, мастер этого антуража. Вся его «уходящая натура» не просто искусно подобрана вместе с антиквариатом, барочными украшениями и букетами из засохших цветов, но одухотворена и воспета им с небывалой любовью и нежностью. Он сам и есть собиратель сокровищ и хранитель древностей.
«Мешок без дна» — произведение ювелирное, не случайно его первоначальными названиями были «Рубины» и «Яхонты». Хотя кажется, что все драгоценные каменья в фильмах художника лишь отсвет переливов детского калейдоскопа.
lpsm3163@mail.ru