Месье Жерме анфас и в профиль

Послесловие к фестивалю «Тэатральны куфар–2005»
Послесловие к фестивалю «Тэатральны куфар–2005»

На второй Международный фестиваль студенческого театрального творчества в Минск приехал «ревизор» из Бельгии, месье Робер Жерме. Если бы не «Тэатральны куфар–2005», кто бы узнал здесь, что Робер Жерме — глава Международной ассоциации университетских театров? И что благодаря его недельному пребыванию в Минске перед нашими студентами, возможно, откроются удивительные перспективы. Но об этом позже.

Наговаривая мне на диктофон свои впечатления о «Куфары», г–н Жерме, председатель жюри минского фестиваля, заявил: «Я бывал на театральных фестивалях во всем мире. Например, в Албании театральная культура совсем слабенькая, они лет на сто отстают от Европы, которая, в свою очередь, традиционно лидирует в развитии новых театральных языков и форм. Беларусь, на мой взгляд, в этом мировом процессе находится где–то посередине...»

Золотой середине — понадеялась я и постаралась увидеть все белорусские, российские, литовские, испанские и швейцарские спектакли из «Тэатральнага куфара–2005». В этом приятном, но утомительном марафоне (иногда приходилось смотреть по 4 спектакля в день!) меня приятно удивили минские студенты: в театральных залах царил неизменный аншлаг. С филфака молодежь трусцой перебегала в зал лицея БГУ и обратно, стремясь не пропустить ни одного фестивального проекта. Ни в Вильнюсе, ни в Стокгольме, ни в Брюсселе, по признанию наших иностранных гостей, публика не проявляет такого массового интереса к театральным постановкам.

Жаль, что главный режиссер Национального драмтеатра имени Горького Борис Луценко не присутствовал на «Куфары» и не видел постановку народного театра «Арт» Полоцкого государственного университета. По пьесе Эрдмана «Самоубийца» ребята поставили трагикомедию «Я хочу жить!», на мой взгляд, не хуже признанных мастеров – актеров Русского театра. Постановка Анны Шелеповой — режиссера «Арта» — стала для меня чуть ли не первым потрясением фестиваля. Во–первых, я убедилась наконец, что в Беларуси есть талантливые молодые актеры (причем целая труппа!). Исполнившему роль Писателя актеру Сергею Щербакову я лично присудила бы номинацию «Лучший Олег Меньшиков Беларуси». Правда, жюри «Куфара» лучшим исполнителем мужской роли называет артиста Дениса Авмочкина (Интеллигента). Хотя, на мой взгляд, совсем несправедливо было в этом спектакле выделять лучшего. Не постигаю, каким образом Анне Шелеповой удалось под крышей Полоцкого университета создать такую мощную труппу? Задала этот вопрос собственно артистам — студентам из Полоцка, — они загалдели: мол, сами посудите, какая история у нас театральная? Древнейшая!

Второй полоцкий театр, народный молодежный «Пилигрим», за постановку «Не покидай меня...» получил главную награду фестиваля — приз зрительских симпатий (после каждого спектакля публика оценивала постановку по десятибалльной системе). Каюсь: несколько перекормленная драматургией нашего знаменитого Алексея Ануфриевича, я пропустила этот спектакль. О чем сейчас весьма сожалею. Очевидцы утверждают, что женские роли в исполнении студенток были самыми профессиональными на фестивале. Международное жюри также не преминуло отметить «Пилигрим» двумя призами — Маргариту Климову «За лучшую женскую роль» и всю труппу «За лучший женский актерский ансамбль»... На «Куфары–2005» Полоцк определенно заявил о возникновении новых мощных актерских сил в Беларуси.

Впрочем, театральная группа из Швейцарии «NKSA» подсыпала иронии в довольно серьезный репертуар «Куфара». В капустнике на вольную тему швейцарцы пластично поиронизировали над застывшими, по их мнению, формами белорусского драматического театра. Они считают, что современный храм Мельпомены не может декламировать Шекспира или Чехова со сцены так, как это написано в пьесе (то есть буквально). Гости решили преподать нам мастер–класс на тему «модерн–арт», где, предположим, Раневскую из «Вишневого сада» могла бы исполнить Жанна Агузарова со своим космическим имиджем, а Лопахиным швейцарцы видят Киану Ривза из «Матрицы»... Зачем? А просто так, чтобы современно звучало. Во время просмотра их пластического музыкального этюда я вдруг подумала, что со своей мечтой о возрождении домашних театров, существовавших в княжеских поместьях Беларуси, упустила из виду тот факт, что словосочетание «домашний театр/кинотеатр» в современном языке (тем более в языке современной Швейцарии) живет теперь совсем другой жизнью. Если лексика театрального искусства Европы будет развиваться и дальше в направлении, предложенном театром «NKSA», в следующем году к нам на фестиваль из Швейцарии приедут не люди, а цифры. Кстати, жюри оценило швейцарский перфоманс призом «За эксперимент».

Не только минские театралы и участники фестиваля неустанно благодарили организаторов фэста за идею и реализацию праздника. Несмотря на то, что откровенно слабые театральные постановки привезли на «Куфар» театры из города Заречный Пензенской области, гомельская народная театр–студия «Золотой Орион», невнятно прозвучала и постановка театра–студии «Парадокс» нашего университета культуры... Но с каким упоением, например, зареченские детишки смотрели конкурсную программу фестиваля. Вечерами, прогуливаясь по вечернему Минску, они ощущали себя покорителями Лас–Вегаса, не меньше. И надеюсь, учились видеть и понимать, что мир состоит не только из «скинхедов» (судя по постановке зареченцев, в России сейчас одна из бед — бритоголовые)...

А прямым выстрелом в сердце разбудил театральную публику спектакль «Хор» по пьесе Семена Альтова (приз жюри «За лучший спектакль»). Театр–студия БГУ «На филфаке» сотворил чудо. Вношу предложение: дебютную постановку «Хор» Александры Борисовой включить в репертуар одного из столичных театров и показывать как можно чаще.

А теперь — обещанный сюрприз от месье Робера Жерме: он взял на карандаш лучшие, по его мнению, студенческие театральные труппы Беларуси. И в следующем году с марта по ноябрь ребят ждут увлекательные заграничные гастроли по всему миру... Не спать! Спектакль продолжается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter