Готовы ли торговля и общепит полностью перейти на экоупаковку, и как стимулировать производителей ее выпускать

Меры против полимеров

Экологический бум охватил мир. Кажется, месседж о том, что ПЭТ-бутылки разлагаются 450 лет, а Мировой океан утопает в пластике, дошел до каждого. Примеров того, как все ратуют за спасение природы, хоть отбавляй. Самый яркий из них: с 2021 года на территории ЕС запретят использовать одноразовые пластиковые тарелки, контейнеры, стаканы и прочую посуду, а также прикроют производство коктейльных соломинок и ватных палочек. Беларусь тоже не осталась в стороне: Президент подписал в марте Директиву № 7, которой предусмотрено снижение применения пластиковой упаковки и замещение ее безопасной — картонной или стеклянной. Реально ли безболезненно перейти на экодружественную тару? Как стимулировать предпринимателей заняться ее производством? Готовы ли заведения общепита к таким переменам? Ответы искали корреспонденты «Р».

east-tech.by

Начало положено

Переработка и утилизация коммунальных отходов — тема острая и актуальная для многих стран. За последнее десятилетие их стало значительно больше. В основном за счет роста производства и потребления товаров. Существенно изменился состав коммунальных отходов: увеличилось разнообразие компонентов, в том числе опасных для здоровья. По различным оценкам, в стране ежегодно только полимерных отходов образуется около 280 тысяч тонн. К 2035 году планируется перерабатывать половину коммунальных отходов. Сейчас удается где-то 20 процентов. При этом утилизировать их становится все сложнее. Если в 1972-м было 1,4 миллиона тонн, то в 2018-м — уже 3,1 миллиона тонн. И на смену стеклу, металлу, бумаге, которые проще перерабатывать, пришла полимерная упаковка.

Снижение ее использования, замещение экологически безопасной — стеклянной и бумажной — предусмотрено в Директиве № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны». Но вместе с тем процесс перехода непростой, отмечает директор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич:

— Во-первых, необходимо более активно уходить от использования пластика. Конкретные механизмы существуют. Речь идет о сокращении объемов упаковки товаров. Она должна быть функциональной, а не маркетинговым ходом. Актуальным остается нерегулируемое использование неперерабатываемых, или сложноперерабатываемых, материалов. По сути, отсутствует техническое регулирование. Также нет четкого понимания, что такое биоразлагаемая упаковка. Нужно закрепить требования по испытанию таких материалов, чтобы мы понимали, в каких условиях они могут разлагаться, закрепить требования по идентификации этой упаковки, чтобы она была понятной и люди могли ее различать. Предлагаем также ввести запрет на использование для упаковки так называемых оксобиоразлагаемых материалов, которые несут риск загрязнения природы микропластиком. Директивой № 7 предусмотрены меры по поэтапному снижению использования полиэтиленовой упаковки, замещению ее на экологически безопасную, в том числе из стекла и бумаги. Мы предлагаем меры для торговли и общепита по ограничению употребления одноразовых изделий — пакетов и посуды. В частности, предлагается обязать торговлю рекомендовать покупателям многоразовые сумки вместо продаваемых на кассе пакетов, запретить бесплатную раздачу в розничной торговле полиэтиленовых пакетов. Сейчас они теоретически бесплатные, включены в торговую надбавку. Когда человек увидит цену на пакет, он задумается, стоит ли его приобретать. 

По оценкам специалистов, в Беларуси используется до 4 миллиардов полиэтиленовых пакетов в год. Отдельные группы товаров хотят упаковывать в бесплатную оберточную бумагу. Еще недавно было именно так. Появляются экологически продвинутые магазины, которые ее используют, и людям это нравится.

— Предлагается также установить запрет на применение одноразовой посуды в местах общественного питания при наличии систем водоснабжения и водоотведения, обеспечить обязательную организацию раздельного сбора отходов, которые относятся к вторичным материальным ресурсам, при проведении массовых мероприятий (прежде всего это касается полимерных отходов и стеклянной тары). В мировом масштабе перерабатывается только около 14 процентов производимой пластиковой упаковки. Большие объемы отходов образуются прежде всего из-за короткого срока службы таких изделий — это одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты, тара и упаковка потребительских товаров. Около 40 процентов этих изделий имеют срок службы меньше одного месяца, то есть они почти сразу становятся отходами и попадают в мусор. 

Одна из инициатив — установить предельное отношение веса упаковки к весу товара. Ведь на практике мы зачастую покупаем не товар, а упаковку, которая становится мусором. Минжилкомхоз такие предложения называет радикальными, но при этом разъясняет: их предлагается вводить поэтапно. Соответствующие предложения уже сформулированы.

«Конечно, было бы идеально полностью отказаться от пластика, но сами люди пока его активно используют».
koolinar.ru

Пакет с пакетами

Если задуматься, что в Мировой океан за год попадает около 9 миллионов тонн пластика, а потом посмотреть в свою корзину в магазине — становится жутковато. Макароны, яйца, молоко, сладости — все это упаковано в яркий, аккуратный, практичный… пластик. А что уж говорить об отделах кулинарии? Майонезные салатики, суши и котлетки а-ля по-домашнему вам подадут в пластиковом контейнере. Что на этот счет думают представители розницы? Дмитрий Цыган, руководитель департамента маркетинга ЗАО «Юнифуд», говорит, что в сети отказаться от пластика готовы, но пока нет достойной альтернативы, чтобы и покупателю, и общепиту было удобно:

— Например, жирные и влажные продукты нужно подавать в глубокой таре, а в нашей стране пока нет производства экологичных суповых тарелок. Мы даже провели эксперимент: предлагали покупателям выбрать, куда им наливать суп — в бумажный стаканчик или в высокую пластиковую тарелку. 8 из 10 человек выбрали пластик. Что же касается упаковки более «сухих» блюд — мы перешли на неглубокие бумажные и картонные лотки. Например, плов упаковываем в картонные коробки. Люди их с удовольствием используют, это удобно. А вот пластиковым вилкам, ножам и ложкам альтернативы пока не видим. Конечно, было бы идеально полностью отказаться от пластика, но сами люди пока его активно используют. Думаю, это в силу привычки — когда усилится агитация, все станут более солидарными и ответственными за окружающую среду. Кстати, в магазине в Пинске мы запускаем проект «Еда без мусора»: постараемся без ущерба для удобства ввести бумажные пакеты, тканые сумки, авоськи, оберточную бумагу для сыров и колбас. Постараемся сделать все, чтобы люди не использовали одноразовые прозрачные пакеты. 

Еще один распространенный вопрос, возникающий у экологически ответственных потребителей: можно ли ту же кулинарию упаковать в свою тару? Дмитрий качает головой, поясняя:

— Это запрещено санитарными нормами. Мы ведь не несем ответственности за чистоту вашей тары, это, скорее, вопрос пищевой безопасности. 

Но вот Ольга Астапович, руководитель информационной службы Центра экологических решений, считает иначе, ссылаясь на постановление Совмина № 703, в котором написано, что «запрещается отпуск пищевой продукции в грязную тару покупателя и печатную макулатуру». Согласитесь, здесь ничего не сказано о полном запрете упаковывать продукты в тару покупателя. То есть документ оставляет право пользоваться своей упаковкой. 

Это подтверждают и в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, отмечая, что продавец обязан предоставить покупателю товар в упаковке. Если договором купли-продажи не определены требования к таре, то товар нужно упаковать обычным для него способом, обеспечивающим сохранность. При этом продавец вправе определить вид такой упаковки (бумага, полиэтиленовый пакет, пленка пищевая, контейнер, ланч-бокс и так далее). Но специалисты говорят, что не запрещено класть магазинную продукцию и в свою чистую тару. 

Свалка или сад — выбор за вами.
Фото Алексея Вязмитинова

Вопросов пока больше, чем ответов

Надо сказать, что МАРТ также выступает за исключение одноразовой пластиковой посуды из общепита. Представители министерства направили в Минприроды, Минздрав и бизнес-сообщества письма, чтобы узнать мнение всех заинтересованных по этому поводу. Сейчас ведомство подсчитывает количество объектов общепита, которые используют пластик, и изучает обстоятельства, препятствующие внедрению столовой посуды. 

Мы тоже задались этим вопросом и узнали, готовы ли в кафе, барах и даже придорожных забегаловках отказаться от пластика. Например, Екатерина Супрунович, менеджер бара SVOBODY.4, говорит, что разумной альтернативы некоторым позициям пока нет:

— Блюда навынос, которые нужно сохранить горячими, мы кладем в упаковки из крафтовой бумаги с пластиковыми крышечками. Но крафт у нас не перерабатывается, поэтому можно сказать, что это неэкологичная тара. Также в баре есть пластиковые трубочки, сейчас думаем, что с ними делать. Мы не категоричны, с удовольствием бы рассмотрели другие варианты, пока находимся в поиске качественных предложений. Самый приемлемый путь — одноразовые трубочки из бумаги. Но с ними могут возникнуть проблемы: если вы не смогли за пять минут выпить напиток, в стакане оказывается кусок размокшей бумаги. Поэтому важно протестировать их и выбрать самые устойчивые, а выбор пока совсем невелик. Не уверена, что смогли бы перейти на многоразовые трубочки, — непонятно, как их мыть, а мы ратуем за гигиену. Тем более трубочки у нас не идут по умолчанию в каждый коктейль — гости могут от них отказаться, выбор есть. 

Екатерина вспоминает, что было несколько человек, которые просили обратить внимание на вопрос с трубочками, — то есть люди сами делают осознанные шаги навстречу природе. 

— Однако многоразовые из стекла или бамбука стоят дорого, поэтому их нельзя сделать активным расходником (сами понимаете, как быстро в заведениях уходят мелкие вещи). В общем, не хотелось бы тратить на это все деньги мира, но в то же время непонятно, как решить вопрос с гигиеной. В целом мы поддерживаем идею отказа от пластика в общепите и хотим разумно решить этот вопрос.

А вот Татьяна Коморовская, администратор придорожного кафе «555» (автодорога М-3 Минск — Витебск), уже рассматривает конкретные предложения:

— Одноразовую посуду используем только навынос, но ее не очень много, потому что люди едят в основном в кафе. Мы уже думаем над тем, чтобы вовсе отказаться от пластика. Например, сейчас изучаем предложение одной компании, которая производит экологичную упаковку. Вместо целлофана она предлагает использовать бумажные пакеты, которые продают от 50 до 148 рублей за 1000 штук, для супов — стаканчики по 520 мл за 247 рублей. А еще крафтовые упаковки за 289 рублей и бумажные тарелки — от 56 до 130 рублей. Пока к некоторым позициям относимся скептически, например, к стаканчикам для супа — блюдо же горячее, нужно проверить, не протечет ли? Мы не против поддержать экологию, главное, чтобы клиентам было удобно. 

В тренде

Производители, надо сказать, уловили современные тенденции. Так, картонные ложки для замены одноразового пластика начала выпускать Гродненская типография. Производство новой продукции налажено из остатков сырья, не используемого в дальнейшей переработке. Получен и протокол результатов испытаний о безопасности продукта при использовании в пищевых целях. Картонные ложки активно использовались во время фестиваля солдатской каши, который в Гродно провели в рамках празднования Дня Независимости. Закупают ложки для замены пластиковой продукции и некоторые производители продуктов питания. В индустрии пищевых продуктов растет спрос на экологичные решения. Поэтому прорабатывается вопрос расширения линейки упаковочной продукции, одноразовой посуды из картона.

Недавно на базе Министерства жилищно-коммунального хозяйства прошла выставка, посвященная разработке технологий и организации производства биоразлагаемой упаковки из растительного сырья. Ее посетил Премьер-министр Сергей Румас. Он отметил: «Правительство готово рассмотреть финансовые стимулы для ускоренного перехода на бумажную упаковку. Одним из них для производителей экологичной упаковки могут стать дешевые кредитные средства. В эту нишу мог бы активнее приходить малый и средний бизнес». По его словам, надо, чтобы в этой сфере была конкуренция, тогда и с ценами будет порядок.

Очевидно, что к этой теме мы еще не раз вернемся, ее обсуждение будет продолжаться. Главное, чтобы сами люди определились: искренне ли они переживают за экологию или просто хотят «хайпануть» и нажиться на популярной во всем мире теме. 

КОМПЕТЕНТНО

Во многих торговых сетях уже заметен тренд перехода на бумажную упаковку. Процесс бы пошел быстрее, но потребитель выбирает кошельком. И бумага пока уступает пластику. Дело в утильсборе, которым облагается бумага. Для полиэтилена этот сбор также существует, но пакеты из данного материала в два-три раза легче бумажных. Кроме того, для производства бумажного пакета требуется больше сырья, а это также повышает конечную сумму сбора.
Правительством детально рассматривается данный вопрос. По словам председателя концерна «Беллесбумпром» Юрия Назарова, разрабатывается комплексная программа по переходу на бумажную упаковку. И производители готовы обеспечить необходимые потребности рынка в полном объеме:

— Безусловно, уже имеются наработки. Сегодня есть соответствующее производство. Оно загружено крайне недостаточно. Бумажные пакеты в отличие от пластиковых дороже. Поэтому, пока мы не разработаем комплекс мер, в том числе по прививанию культуры населению, это будет сделать проблематично. Сейчас главное — на уровне Правительства скоординировать данную работу. Переход на бумажную упаковку — это не только ее произвести. Необходимо разработать нормативную базу. Уже готовится соответствующая комплексная программа. В каждом ведомстве есть свои отраслевые программы, и сейчас задача — объединить их в одну комплексную. Главное — действовать согласованно. Мы сегодня производим порядка 14 миллионов штук бумажных пакетов в месяц. Мощности позволяют произвести больше. Более того, у нас для этого все есть — начиная от бревна и заканчивая собственной целлюлозой, макулатурным сырьем. Поэтому осталось слово за рынком. Мы как производители готовы удовлетворить потребности страны. Есть как государственные, так и частные предприятия. Они готовы закрыть любые потребности. Одна проблема. При производстве бумажных пакетов используется целлюлозная бумага. Соответственно, когда мы узнаем или определимся с потребностями рынка, то не исключено, что необходимо будет реализовать еще один крупный проект. Он оценивается в 80—100 миллионов евро. Это будет специализированная машина по переработке целлюлозы в рулонный продукт. Я думаю, на его реализацию потребуется полтора-два года. Но сегодняшние потребности не такие большие. Мы готовы закрыть их на имеющемся оборудовании. Новая машина необходима с прицелом на увеличение объемов производства и поставок на экспорт.

В ТЕМУ

Министерство жилищно-коммунального хозяйства предлагает обсудить проект Указа «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки». Общественное обсуждение проходит на Правовом форуме Беларуси. Проект предусматривает внедрение в стране депозитной (залоговой) системы обращения одноразовой потребительской упаковки для пищевых продуктов. Эта система основана на экономическом стимулировании покупателя: покупая товар в потребительской упаковке, он уплачивает за нее сумму депозита (залога), а при возврате пустой тары получает эти деньги обратно. Предполагается, что внедрение такой системы позволит увеличить в 2,1—2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь пластиковых бутылок (в 3—3,3 раза), снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10 процентов, дополнительно собрать и переработать не менее 85 тысяч тонн отходов стекла, 23 тысяч тонн пластиковых отходов и 360 тонн отходов алюминия.

Поживем — увидим. 

glushko@sb.by

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter