Мертвая петля для ПРО

О новом договоре об ограничении ПРО

К середине сентября Соединенные Штаты уладили последние формальности, и теперь ничто не может помешать созданию противоракетной системы в Европе. При этом Россия, которая стала непреодолимым препятствием для планов по ПРО Джорджа Буша, так и не получила от Барака Обамы никаких юридических гарантий, что американские противоракеты не будут направлены на российские ядерные арсеналы.


13 сентября Румыния официально согласилась разместить у себя американские ракеты–перехватчики. На следующий день юридически, на бумаге, было расчищено место для радиолокационной станции в Турции. А 15 сентября вступило в силу американо–польское соглашение о базе ПРО в местечке Редзиково. Москва, кажется, пребывает в некоторой растерянности и пока не решила, как ей реагировать на столь бурную деятельность у своих западных рубежей.


Об этом можно судить по реакции российского МИД. Смоленская площадь устами заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова выразила озабоченность, при этом призвав не драматизировать ситуацию.


«В договоренностях США с Румынией и Турцией нет ничего нового. Здесь нет никакого драматизма, идет планомерная реализация фазового адаптивного подхода, который будет применен и к другим регионам мира, — заявил высокопоставленный дипломат. — Нас беспокоит прежде всего форсирование создания ПРО, и то, что наша позиция игнорируется, не добавляет абсолютно никакой уверенности в том, что будущая система не направлена против нас».


Большинство же московских экспертов вполне уверено, что, пока иранская ядерная бомба остается отдаленной перспективой, ЕвроПРО, создаваемая Штатами, направлена именно против России. Хорошо известно, как в Варшаве воспринимают эту американскую инициативу. Крупнейшая румынская газета, когда были улажены все формальности с Вашингтоном, написала: «Вторник, 13 сентября 2011 года — счастливый день, когда Румыния окончательно покинула сферу влияния Москвы»...


Россияне, конечно, признают, что количество ядерных боеголовок, имеющееся в арсеналах родины, позволяет легко обойти все американские противоракеты. Однако некоторое ослабление стратегического потенциала России определенно произойдет, если будут пройдены все этапы пути, намеченного Обамой. А его план предполагает, что постепенно к 2020 году на востоке европейского континента будет создана мощная система перехвата наземного и морского базирования.


При этом уже ВМС США, оснащенные установкой ПРО «Иджис», несут дежурство в восточном Средиземноморье. Крейсер «Монтерей» этим летом даже заходил «на разведку» в Черное море. Последние действия Румынии и Турции, а также Украина и Грузия, горящие желанием сотрудничать с Пентагоном, ясно указывают на то, что Черное море уже никогда не будет «русским озером». Даже несмотря на продление на 40 лет срока эксплуатации базы в Севастополе. Впрочем, масштаб развернувшейся геополитической игры выходит за рамки Черноморского региона.


Планы Обамы от планов Буша разместить ПРО в Польше и Чехии отличаются тем, что при нынешней администрации американцы соглашаются обсуждать с Москвой эту тему. Однако с тех пор как на Лиссабонском саммите НАТО в 2010 году Дмитрий Медведев предложил сделать совместную ПРО, дело с мертвой точки нисколько не продвинулось. Однажды в Грузии госсекретарь Хиллари Клинтон сказала, что США «могут одновременно идти и жевать резинку». Наверное, это как раз тот самый случай.


Москва, кажется, уже поняла, что красная кнопка «Перезагрузка», подаренная г–жой Клинтон Сергею Лаврову, была красивым символом, и Соединенные Штаты не будут делиться с Россией кнопкой управления ПРО. Поэтому сейчас дипломатия сконцентрирована на том, чтобы добиться от американцев юридически обязывающих гарантий, что противоракеты не будут направлены на Россию.


Однако и здесь рассчитывать на успех особо не приходится. Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов отмечает: «На самом деле юридически обязывающие гарантии — это новый договор об ограничении ПРО и ничто иное. Никаких других гарантий недостаточно. А на это американцы не пойдут». Более того, добавляет эксперт, даже такая гарантия все равно не была бы надежной, поскольку из предыдущего договора по ПРО 1972 года США в одностороннем порядке вышли в 2002 году, когда им этого захотелось.


Очевидно, что «по–хорошему» повлиять на НАТО Москва сейчас не может, но и на демонстративный разрыв перезагрузки она не идет — себе дороже. Поэтому единственной реальной альтернативой является укрепление собственной обороноспособности, в том числе в сотрудничестве со своими союзниками, роль которых заметно возрастает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter