"Мерседес" или "Феррари"?

Сегодня на трассе в барселонском пригороде Монтмело, где традиционно уже многие годы проходит Гран-при Испании чемпионата Формулы-1, начались первые в этом году тесты новых болидов "королевских гонок". В ожидании начала гоночного сезона, до которого осталось уже меньше 4-х недель, это будет самое значимое событие для тех, кто внимательно следит за элитой мирового автоспорта.
Пошел отсчет времени, оставшегося до официального начала сезона 2018

Понятно, что команды будут работать по индивидуальным программам, и вряд ли результаты, показываемые пилотами на этих тестах, лягут в основу серьезных аналитических исследований. Так уж заведено, что всех карт перед соперниками не будет раскрывать никто. Я имею в виду тех, кому есть что скрывать. Тех, кто опасается за свое преимущество, ради которого активно трудилась команда и ее инженерные мозги на протяжении последних нескольких месяцев. Речь, конечно, идет о группе фаворитов. 

Неспроста поэтому руководители команд уже поспешили заверить представителей СМИ, что для реальной оценки расстановки сил в пелотоне следует подождать первого Гран-при в Мельбурне (25 марта), а может даже и непосредственно испанского этапа, с которого по традиции берет отсчет европейская серия сезона. 

Сразу оговоримся, Гран-при в Баку (29 апреля), который в календаре этого года впервые перебрался на место Гран-при России, несмотря на претензии азербайджанцев считать себя причастными к Европе, мало кем воспринимается действительно европейским. Как в прочем и этап в Сочи. На оба этих этапа команды привозят свое оборудование самолетами, размещаются в стационарных специально построенных для этой цели штаб-квартирах, а не в своих уникальных и персональных моторхомах. Потому и будет к Сочи и Баку отношение как к выездным трассам, а не как к классическим автодромам доброй "старушки" Европы. 

Пока же в Барселоне будут накатывать первые сотни километров действующие и резервные пилоты Формулы-1, мы решили попытаться представить нашим читателям картину событий, которые будут ждать их в этом сезоне. Возможно в нашем определении иерархии будут, с чьей-то точки зрения, спорные моменты. Наверняка кому-то расстановка сил будет казаться иной, чем нам. Но тем и интереснее потом будет сравнить наши прогнозы с реалиями, новости о которых начнут приходить с международных автодромов с завидной регулярностью уже совсем скоро. 

"Серебряные стрелы"

После четырех подряд чемпионских титулов команда "Мерседес", пожалуй, может чувствовать себя в относительном спокойствии по поводу своей готовности к новому сезону. И пусть соперники из "Феррари" в прошлом году наступали, что называется, немцам «на пятки», вряд ли итальянцам удалось за нынешние каникулы придумать нечто яркое и выразительное, способное добавить мощности и надежности своим моторам. В лучшем случае, инженеры скудерии подберутся в техническом плане еще чуть ближе к своим немецким конкурентам, но вряд ли им удастся обойти "серебряных стрел".

А  Росс Браун со своей чемпионской командой "продался" в "Мерседес"
Феттель с оптимизмом смотрит в будущий сезон

Конечно, ради сохранения интриги в чемпионате хотелось бы изменения ситуации долгосрочного доминирования "Мерседес". И возможно запрет на сжигание масла в двигателях для повышения мощности моторов как-то снизит действие той самой "квалификационной кнопки" немецких мотористов, благодаря которой в квалификациях они обеспечивали своим гонщикам необходимое преимущество над соперниками. Возможно, что и конструкция системы "Хало" у итальянцев сработает с большим аэродинамическим эффектом, чем у немцев, что тоже может дать какие-то доли секунды выигрыша. Но в этих предположениях, по правде сказать, больше видится стремления выдать желаемое за действительное, чем отражение действительности.

Есть еще проблема надежности двигателей, которая в этом сезоне выходит на первый план в связи с сокращением лимита моторов. Напомним, что с 4-х "движков" на 20 гонок в прошлом году норматив снизился до 3-х - на 21 гонку в этом году. Но это скорее будет мина замедленного действия для команд, чем проблема номер 1 на ближайшее время. По крайней мере, на первую половину чемпионата. Штрафы за неплановую замену моторов, обычно, начинаются после летних каникул. "Лидерство" в этом плане последние годы устойчиво держали японцы из "Хонда", так что ни "Мерседес", ни "Феррари" в этом году вряд ли заберут на себя эту "негативную" пальму первенства. 

Осмелюсь предположить, что именно в таком составе будет подиум на Гран-при Австралии 25 марта
"Разъяренные скакуны"

Угрозы покинуть чемпионат, которые с удивительной регулярностью приходят из стана "Феррари" на протяжении всей истории Формулы-1, возможно и не столь серьезны, как их хотят преподнести их инициаторы. Но полностью исключать этого риска все же не стоит. После славной эпохи Михаэля Шумахера, поднявшей имидж скудерии на невиданную высоту, итальянцы лишь в 2007-м году сумели обеспечить своему гонщику чемпионский титул. Да и то, тогда это случилось благодаря в немалой степени внутрикомандному конфликту у их главного соперника из "МкЛарен".  Но после того чемпионства Кими Райкконнена вот уже более 10 лет все попытки "Феррари" вернуться на вершину пьедестала так пока еще и не удались. 

И получается, что если не видеть собственных просчетов как в кадровых передрягах, так и в стратегическом подходе к организации работы команды, то проще всего итальянцам обвинить в этом регламент и организаторов чемпионата. Отсюда и угрозы, мол, уйдем, если ничего не измените (читай, если мы не одолеем «Мерседес»).


Скорее всего в таком порядке и поедет на старте нового сезона лидирующая шестерка гонщиков

Юный Феттель - еще в Ред Булл
Либерти Медиа, после своего прихода к власти на смену легендарному Берни Экклстоуну, по сути дела пока еще ничего особенного и существенного не предложила, чтобы сделать  гонки более популярными. Напротив, за счет появления большого количества исполнителей и как следствие увеличившихся расходов на содержание и административного аппарата, и нового офиса, снизились как раз таки доходы «конюшен».  Удивительно еще, что руководители команд пока не критикуют новых хозяев за это, полагая со всей очевидностью, что это - временное падение кривой на графике доходов участников чемпионата. Но если ситуация не изменится, то бунта в их рядах от бездействия новых руководителей "Больших Призов" будет не избежать.  

Итак, если в целом оценивать готовность "Мерседес" и "Феррари" к новому сезону, то обе команды, на наш взгляд, находятся на весьма высоком уровне, способном дать им шанс на чемпионство. Едва заметное преимущество "Мерседес" вполне может снивелироваться за счет более "маститого" состава пилотов у скудерии: как никак два опытных чемпиона мира. Но в пользу немецкой "конюшни" пока по-прежнему говорят и былые успехи (они еще не проигрывали чемпионства в новую эпоху гибридных движков), и более прагматичный подход к организации работы в команде. Недаром же тактических просчетов и организационных "ляпов" у серьезных немцев, как показывает история, все же поменьше, чем у излишне эмоциональны итальянцев. 

Льюис и Вальттерри

Уникальная фотография - Льюис еще в МакЛарен, Шумахер - уже в Мерседес

Как бы ни хотелось финским болельщикам и просто противникам британского чемпиона увидеть в нынешнем сезоне повергнутого Хэмильтона и взошедшего на чемпионский Олимп Боттаса, шансов у них, прямо скажем, немного.  Льюис великолепно провел прошлогодний сезон, совершив всего лишь одну ошибку, когда уже в ранге 4-кратного чемпиона он неожиданно для всех и для себя разбил болид в квалификации еще на первом быстром круге. Вкупе с наличием самого быстрого болида в пелотоне, гоночный талант британца расцвел, как говорится, в полную силу. Трудно представить, с чего бы это Хэмильтон вдруг начнет проигрывать своему менее опытному напарнику? Пусть даже Вальттерри и начал уже легкое психологическое наступление на устойчивые до сей поры позиции британского чемпиона. Брошеный финским гонщиком через журналистов недавно призыв к Льюису готовиться к внутрикомандной дуэли, пока выглядит лишь как попытка бронзового призера прошлого года заявить о себе. Чтобы СМИ не забыли, что у него тоже быстрая машина, и что при удачном стечении обстоятельств Боттас вполне может выигрывать гонки, создавая определенные трудности своему напарнику. 

В новом сезоне  Вальттерри придется рисковать еще больше, чем в прошлом

Поверить же в грядущее жесткое финско-британское противостояние, увы, пока еще надежных оснований нет. Вот через год, с очередной сменой положений в регламенте, это , пожалуй, будет более реальным, чем в предстоящем сезоне.

Кими чаще увидишь в паддоке таким, чем улыбающимся
Себастьян и Кими

Если в стане "серебряных стрел" пока еще говорят о положительном отношении к внутрикомандной дуэли своих пилотов, то вот внутри итальянской скудерии об этом речи не может вестись априори. Ну, разве можно предположить, что самый возрастной из нынешнего состава пелотона Кими Райкконен будет вдруг быстрее и удачливее изголодавшегося по победам 4-кратного чемпиона Себастьяна Феттеля? Разве что Фортуна вдруг неожиданно отвернется от немецкого гонщика хотя бы на несколько гонок в начале сезона, а финский чемпион, в свою очередь, не попадет в передряги "дележки мест под солнцем" в передних рядах на стартовых этапах. Такое тоже возможно, хотя и с меньшей степенью вероятности, чем традиционное лидерство Феттеля в команде, где Кими будет отведена роль верного оруженосца. 

Не будем забывать, что с момента прихода Шумахера в "Феррари" в 1996 году, итальянская скудерия исправно с удивительным постоянством придерживалась командной тактики в пользу своего лидера. Правда, в 1999-м году Эдди Ирвайн попытался противостоять такому подходу и даже спровоцировал ситуацию, в которой Шумахер в горячности стартовых действий поздно затормозил перед опасным поворотом в Сильверстоуне и разбил болид, сломав себе ногу. Но тогдашнему руководству "Феррари" в лице Жана Тодта и Росса Брауна "неуправляемый ирландец" явно не подходил под роль лидера. И не удивительно,  что охлаждение отношений внутри скудерии привело тогда к досрочному заключению Ирвайном контракта с командой "Ягуар", которая пообещала Эдди 10-миллионный контракт, в два раза превышающий по сумме его контракт с "Феррари".

Понятно, что в такой ситуации сделать чемпионом "Феррари" гонщика, который покинет команду на следующий сезон, было явным диссонансом с политикой скудерии. И в последней гонке, когда решался вопрос о чемпионстве между Хаккиненом и Ирвайном, "случайные" технические неполадки почему-то произошли именно на машине Эдди. 

Сможет ли Кими Райкконен исполнить на бис свою "лебединую песню"

Понятно, что спустя почти 20 лет события тех дней видятся уже не так, как это было тогда. И "Феррари" сегодня находится в других руках. Но представить себе, что руководство итальянской скудерии вдруг назначит на роль лидера "завтрашнего пенсионера", достаточно сложно. Слишком много неожиданных случайностей должно для этого произойти с Феттелем, чтобы Райкконнен мог перехватить у своего немецкого напарника знамя победы. Хотя, если честно признаться, такое развитие событий, на мой взгляд, было бы интригующим, интересным и ... полезным для Формулы-1 и ее болельщиков. У Кими действительно до сих пор сохраняется удивительной силы мотивация гоняться в чемпионате, а в его мастерстве мало кто сомневается. Когда это позволяет машина и обстоятельства, финский чемпион еще способен творить чудеса. Жаль только, что это будет всеми восприниматься скорее, как сюрпризы и сенсация, чем как  логический ход событий. 

Фото из персонального архива автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter