Эксперты рассказали об изменениях, которые предлагается внести в Уголовный кодекс

Мерило справедливости

Любое обсуждение изменений уголовного законодательства — это всегда разговор о состоянии криминогенной обстановки в обществе. Чтобы упреждать в будущем те или иные негативные явления, законодательство должно смотреть на шаг вперед. Именно поэтому в уголовный закон страны практически ежегодно вносятся изменения. Этот год не станет исключением. На рассмотрение депутатам уже весной будет представлен увесистый законопроект по внесению изменений в Уголовный кодекс. Экономические преступления, незаконное распространение персональных данных, борьба с проявлениями экстремизма, налоговыми мошенничествами и многое другое. 


Дать оценку изменениям и рассказать о новациях мы попросили экспертов: Наталью Филиппову, заместителя министра юстиции, Евгению Парамонову, заместителя начальника управления — начальника отдела надзорного производства и правоприменительной практики Генеральной прокуратуры и Олега Бахура, начальника кафедры уголовного права и криминологии Академии МВД. 

Наталья Филиппова. 
Евгения Парамонова.
Олег Бахур.
Н. Филиппова: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» подготовлен межведомственной рабочей группой в целях выполнения отдельного поручения Главы государства. Подготовка названного законопроекта является продолжением проведенной работы по принятию новых КоАП и ПИКоАП в ракурсе совершенствования схожих уголовно-правовых институтов. Одновременно следует отметить, что корректировка уголовно-правовых норм обусловлена необходимостью их совершенствования с учетом вопросов практического применения, в том числе по результатам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Большой пласт предписаний законопроекта был обусловлен сложившейся во второй половине 2020 года политической ситуацией и направлен на обеспечение общественного порядка в республике. Таким образом, законопроектом по отдельным составам введены новые статьи, которые будут усиливать уголовную ответственность за нарушения, в том числе в сфере законодательства о массовых мероприятиях. Вместе с тем по части статей ответственность будет смягчена.

Е. Парамонова: 
Нужно отметить, что совершенствование уголовного законодательства в нашей стране происходит на системной основе. 
Всегда учитываются практика применения тех или иных норм, степень развития общества. 

Н. Филиппова: Именно поэтому законопроект содержит большое количество новаций. Вводится уголовная ответственность за повторное в течение года распространение запрещенной информации на интернет-ресурсах, а также за незаконное распространение информации о частной жизни и несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных. Появится новый состав преступления, предусматривающий неоднократное (два и более раза) нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. Некоторые статьи предлагается исключить. Например, за нарушение правил водопользования, правил охраны рыбы и других водных животных, компьютерный саботаж. 

Из УК могут исключить также статью 353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети». 

ЭКСТРЕМИЗМ 

Н. Филиппова: Мы видим, что сегодня назрела объективная необходимость принятия дополнительных законодательных мер, которые дадут правоохранительным органам новые инструменты в борьбе с экстремизмом. Сегодня в Беларуси предусмотрена уголовная ответственность лишь за создание либо руководство экстремистским формированием. В то же время ответственность за участие в экстремистском формировании уголовным законом не предусмотрена. В связи с этим действия участников экстремистских формирований подлежат уголовно-правовой оценке только по тем составам преступлений, в совершении которых они непосредственно принимали участие. Но, учитывая противоправный характер любого проявления экстремистской деятельности, участие в экстремистском формировании обладает общественной опасностью, характерной для преступления. Поэтому в этой части УК ждут корректировки. Будет определено, что самостоятельными формами пособничества экстремистской деятельности являются склонение, вербовка и иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, а также обучение и подготовка таких лиц к подобной активности. Сегодня эти деяния не криминализованы.

Е. Парамонова: В примечании к статье 130 УК, устанавливающей ответственность за разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды, определен термин «социальная принадлежность» (принадлежность лица к определенной социальной группе, в том числе по признаку профессии и иной социально-групповой идентификации). Из-за высокой степени общественной опасности, масштабности и тяжести тех последствий, которые могут наступить вследствие совершения данных преступлений и которые известны мировой истории, эти деяния запрещены не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. 
Предлагается также установить уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий (в течение года после наложения двух административных взысканий за такие деяния). 
Сегодня за эти действия установлена лишь административная ответственность. Ряд предлагаемых дополнений в УК направлен на устранение угроз национальной безопасности в информационной сфере, а также защиту прав граждан в данной сфере.

Кроме того, проектом закона установлена ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности органов государственной власти и управления, дискредитирующих нашу страну, совершенное в любом публичном выступлении, в том числе в средствах массовой информации, в сети интернет. Сегодня ответственность предусмотрена за предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных дискредитирующих сведений о нашей стране. 
При разработке проекта закона о внесении изменений в УК авторы руководствовались анализом современного состояния преступности в обществе.
Однако такие деяния обычно совершаются в форме распространения подобных сведений не конкретным организациям, а неопределенному кругу лиц. В случае принятия проекта закона ответственность за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности, будет наступать также за призывы к нарушению территориальной целостности страны. 

В проекте также содержатся нормы, направленные на усиление ответственности за преступления против общественной безопасности и порядка управления. 

Например, за осквернение сооружений и порчу имущества, организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок, надругательство над госсимволами, предусматривается лишение свободы до трех лет. Усиливается ответственность за блокирование транспортных коммуникаций. Сегодня условием наступления уголовной ответственности является причинение ущерба в крупном размере, согласно проекту закона — в значительном размере (на сумму, в 25 раз меньше). Сопротивление сотрудникам органов внутренних дел, лицам, охраняющим общественный порядок, применение в отношении их насилия, в том числе группой лиц, будет относиться к категории тяжких преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы до семи лет. Кроме того, предусмотрена ответственность за публичное оскорбление не только представителя власти, но и его близких.

О. Бахур: Изменения затронут и статью за умышленное уничтожение либо повреждение имущества. Там появится уточнение, что речь о чужом имуществе. Кажется, мелочь. Но для точной дифференциации уголовной ответственности за совершение данного преступления это важно. 

МЕДИАЦИЯ

Е. Парамонова: 
Одна из новаций УК — введение медиации в уголовный процесс. 
Сегодня мы видим, что медиация является одним из наиболее эффективных способов разрешения конфликтов. Это внесудебная процедура разрешения спора с участием независимого посредника. Надо отметить, что наше уголовное законодательство не регулирует процедуру переговоров сторон с целью возмещения причиненного преступлением вреда и достижения примирения. Поиск компромисса остается на усмотрение обвиняемого и потерпевшего. Но на практике они нередко привлекают адвокатов, которые фактически выступают как посредники в урегулировании конфликта. Однако каждый адвокат действует односторонне, отстаивая интересы своего доверителя, что не согласуется с назначением медиатора — независимого, беспристрастного третьего участника переговоров. Это и станет основой для введения процедуры медиации в уголовное судопроизводство. 

Н. Филиппова: Опыт использования медиативных процедур в странах, где медиация предусмотрена на законодательном уровне, показывает, что ее внедрение в уголовное судопроизводство позволяет реализовать концепцию гуманизации и дифференциации наказаний, уменьшает загруженность судебной системы, способствует сокращению наказаний, связанных с лишением свободы, и, соответственно, разрешению проблем в уголовно-исполнительной системе, сопряженных с исполнением наказаний в виде лишения свободы. При этом эффективность внедрения указанного института в уголовный процесс покажет практика его применения.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ 

Н. Филиппова: Законопроектом УК дополняется новыми статьями, которые предусматривают уголовную ответственность за умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия. Кроме того, ответственность также будет предусмотрена и за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий.

Е. Парамонова: К слову, за совершение этих действий в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга предусмотрена повышенная ответственность. 
Кроме того, предлагается установить ответственность за распространение запрещенной информации владельцами интернет-ресурсов, которые не являются средствами массовой информации, в случае повторного совершения таких действий в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. 
Максимальное наказание — срок до двух лет. Если распространение персональных данных повлекло причинение вреда ему или его семье, то лишение свободы на срок до пяти лет. Разрабатывается также закон о защите персональных данных. 

ДЕТИ

О. Бахур: При подготовке предложений по изменению УК мы обратили внимание на статью 165 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Она не соответствует ее фактическому содержанию. Практика применения этой статьи показывает, что совершение данного преступления возможно чистым бездействием. Но при этом законодатель ведет речь именно о ненадлежащем исполнении обязанностей. Поэтому мы предлагаем дополнить статью таким признаком, как «неисполнение». Таким образом будет устранен пробел в праве. Мы также считаем, что в УК нужно внести изменения еще в одну статью. Известно, что одной из серьезных проблем, связанных с распространением детской порнографии, является проблема вовлечения детей в сексуальные отношения с использованием интернета: с ними знакомятся в чатах, на форумах, сайтах знакомств или иных систем интерактивного общения. Поэтому мы предложили также признать преступлением попытку причинения вреда ребенку (например, в результате сексуального домогательства в интернете). Это позволит не только снизить риск вовлечения несовершеннолетних в сексуальные отношения, но и предотвратить вероятные случаи сексуального насилия в будущем.

НАЛОГИ 

Е. Парамонова: Важным моментом является введение нормы в УК об ответственности за налоговое мошенничество. Практика контроля последних лет показывает, что субъекты хозяйствования умышленно создают схемы, направленные на минимизацию налоговых обязательств, а также необоснованный возврат сумм НДС из бюджета. Сегодня уголовное законодательство не позволяет привлекать к ответственности за уклонение от уплаты налогов путем необоснованного применения льгот или налоговых вычетов или представление в налоговый орган заведомо ложных сведений, не связанных с искажением налоговой базы. При этом предлагается новая трехуровневая градация пороговых значений ущерба в зависимости от суммы. Кроме того, усиливается ответственность за уклонение от уплаты налогов. За сокрытие особо крупных сумм может грозить до 12 лет лишения свободы. 

ВОДИТЕЛИ 

Е. Парамонова: Есть важная новация для водителей. Предлагается криминализовать деяния, связанные с вождением без прав, совершенные повторно в течение года после вынесения административного взыскания. Это станет дополнительным элементом обеспечения безопасности на дорогах. В этом вопросе важен превентивный эффект. Такие деяния повлекут за собой судимость со всеми вытекающими последствиями. 

НАРКОТИКИ 

О. Бахур: Есть изменения и в части ответственности за распространение наркотиков. Так, анализ судебной практики показывает, что зачастую через границу незаконно перемещается незначительное количество психоактивных веществ, в том числе легально приобретенных на территории иностранных государств. Предлагается дополнить санкции частей 1 и 2 статьи 328-1 УК таким видом уголовного наказания, как ограничение свободы для обеспечения принципа индивидуализации наказания. 

СИЗО 

Е. Парамонова: Режим содержания в следственных изоляторах является весьма строгим и сравним с условиями тюремного заключения. По сути, граждане, еще не признанные виновными, уже подвергаются лишениям и ограничениям, свойственным наказанию в виде лишения свободы. Поэтому предлагается, взяв за основу российский опыт, при назначении наказания в отдельных случаях засчитывать один день содержания под стражей как 1,5 дня лишения свободы (по отдельным категориям осужденных). Для несовершеннолетних один день как два дня. Эта норма позволит гуманизировать уголовную ответственность и не несет угрозы для безопасности государства. 

Что еще предлагается поменять в уголовном законодательстве: 


1. Законопроектом устанавливается упрощенный порядок назначения наказания осужденному, злостно уклоняющемуся от отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества. Теперь это будет не в порядке новой судимости, а через институт замены наказания на более суровое. 

2. Расширяется перечень деяний, которые влекут уголовную ответственность по требованию лица, пострадавшего от преступления. 

3. Предлагается увеличить длительность общественных работ с 240 до 360 часов. 

4. Лица, которые нуждаются в продолжении лечения от алкоголизма или наркомании после отбытия наказания, принудительно будут находиться под амбулаторным наблюдением и лечением по месту жительства. 

5. Исключается возможность применения ареста к лицам, не достигшим 16 лет (сегодня этот порог — 14 лет). 

6. Ужесточается ответственность за угрозу убийством, причинение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества. 

7. Суд сможет назначить штраф сразу с рассрочкой или отсрочкой его исполнения, чтобы стимулировать правопослушное поведение осужденных лиц. Для этого будут учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также материальное положение осужденного.

isaenok@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter